Просмотр содержимого документа
«Развиваем музыкальную память»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Ильинская детская школа искусств»
Классный час
тема:
«Развиваем музыкальную память»
Составитель: Русинова В.М., преподаватель
музыкального отделения
п.Ильинский, 2021г.
Классный час «Развиваем музыкальную память»
01.09.2021 г.
Цель: осознание обучающимися в классе значения и важности музыкальной памяти для исполнителя.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с разными видами музыкальной памяти.
2. В конкурсных заданиях освоить некоторые приемы запоминания музыкального текста.
3. Продемонстрировать умение сохранять в течение долгого времени выученное музыкальное произведение. Концерт «Мое любимое произведение»
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами поговорим о музыкальной памяти.
Музыкальная память – способность к запоминанию, сохранению в сознании (кратковременному и долговременному) и последующему воспроизведению музыкального материала.
У музыкантов существуют различные формулы, методы деления памяти на виды. К примеру, Лилиас Маккинон(английский педагог по фортепиано, известный методист) в своей книге «Игра наизусть» выделяет 4 вида муз. памяти:
память уха (слуховая)
память глаза (зрительная)
память прикосновения (тактильная)
память движения (мускульная)
Геннадий Цыпин в книге «Обучение игре н а фортепиано» выделяет 5 видов:
слухообразная
эмоциональная
конструктивнологическая
двигательно – моторная
зрительная
Однако, нет сомнений в том, что для музыканта доминирующую роль играет слуховая память. С ней связано развитие слуха и чувство ритма.
Память развивается произвольно и непроизвольно. Многие педагоги считали, что заучивать наизусть необходимо специально. Гольденвейзер: «Первое, что мы должны сделать, разобрав произведение, - выучить его наизусть». Савшинский: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важным условием является установка на запоминание».
Нейгауз, Рихтер и Фейнберг считали, что специально заучивать наизусть не нужно. Г. Нейгауз: «Я просто играю произведение, пока не выучу его». С. Фейнберг: «Педагог нередко требует исполнения наизусть от ученика. Мне кажется, что это не совсем верно. Минуя творческий момент, начинается мучительный, нецелесообразный процесс запоминания».
Играть наизусть начали лишь в XIX веке, до этого играли по нотам.
Следует всегда помнить об одной простой формуле в процессе запоминания. Запомнить – осмыслить – понять. То есть запомнить – значит осмыслить и понять произведение.
2)разобраться в форме, строении, логике развития музыкальной мысли
3) обучить руки свободным, непринужденным игровым движениям
Н. Рубинштейн: «Не количество, а качество упражнения решает дело».
Метнер: «При работе всегда думать».
Приемы и способы выучивания наизусть:
1)движение от общего к частному
2) материал «из кусков»
3) учить с конца
4) смысловое соотнесение (опорные пункты)
5) сопоставление и сравнение повторяющихся фрагментов
6) без инструмента, тщательный анализ текста
Кроме того, нельзя забывать и о том, что работа памяти на эстраде зависит от инструмента, освещения, обстановки и т. д. Вот почему так важна роль «обыгрывания» произведения непосредственно в концертном зале, «обыгрывания» перед аудиторией.
Наша память представляет собой очень сложный физический процесс.
Иосиф Гофман даже вывел своеобразную формулу отличного запоминания музыкального текста:
1) работа с текстом без инструмента
2) работа с текстом за инструментом
3) работа над произведением без текста
4) работа без инструмента и без нот
Советую всем попробовать, уверена, что у вас получится и даже на сцене, когда волнение неизменно присутствует практически у каждого, на вашем тексте это уж точно не отразится.
Конкурсы.
Задание обучающимся – выучить стихотворение (время 3 минуты) и рассказать.
Задание усложняется. Выучить небольшую музыкальную мелодию используя формулу запоминания И. Гофмана – работа с текстом без инструмента. Время ограничено (3 – 5 минут). Обучающимся 2 – 7 классов раздаются небольшие произведения разной степени сложности. Через 5 минут каждый обучающийся исполняет на память свое произведение.
В конце классного часа обучающиеся класса исполнят свое любимое произведение, которое было выучено в прошлом учебном году.
Концерт «Мое любимое произведение»
1. Доницетти «Тирольская песня» - исп. Яшманова Оля, VI кл.
2. Морозов «Белая ночь» - исп. Власов Арсений, VI кл.
3. Дюссек «Сонатина» - исп. Власовских Ксения, V кл.
4. Шуберт «Вальс» - исп. Деяк Настя, V кл.
5. Симонова «Мальвина» исп. Гуляева Валерия, III кл.