kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС

Пятакова Алена Александровна,

учитель музыки

МБОУ НОШ № 11

город Ханты-Мансийск

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Концепция духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Программа духовно-нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям  в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Искусство имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Воспитание подрастающего поколения сегодня следует рассматривать как одну из главных стратегических задач развития современного общества. Не случайно образовательные стандарты ориентированы на воспитательные цели и имеют основу, заключающуюся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Музыка» Е.Д. Критской, которую я использую в своей работе, основана на приоритете общечеловеческих ценностей и  устремлена к сохранению и воспитанию духовной культуры. Школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. В соответствии с новыми образовательными стандартами в нашей школе разработана и реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, в ней показаны основные направления и ценностные установки, которые я стремлюсь воспитывать у своих учеников на уроках музыки.  

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Отсюда возникает необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. Музыкальный фольклор представлен в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. При этом я стараюсь не забывать и донести до детей, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек придают урокам музыки яркий эмоциональный настрой и праздничную атмосферу. Особый интерес к русскому музыкальному фольклору проявляется на уроках, посвященных музыкальным инструментам России. Ребята становятся самостоятельными исполнителями, а кроме того они превращаются в музыкальных мастеров. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Вот и наши ученики с удовольствием пробуют изготовить простейшие музыкальные инструменты из подручных средств, узнают историю возникновения названий этих инструментов. Тем самым проявляя богатство фантазии, интерес и любовь к своей Отчизне и своему народу.   Основное направление воспитательной работы на этих урока - воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания. Ценности, о которых ребята узнают на уроках -  любовь к России, своему народу; представление о духовной культуре и этике.

Народная музыка - источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина. В разделе «Россия – Родина моя» дети знакомятся с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории. Урок «Виват, Россия!» знакомит ребят с военными победами Петра I. Знакомство происходит через яркие, торжествующие музыкальные канты, звучавшие в те времена.  Урок «Наша слава – русская держава»  знакомит ребят с победами полководца Александра Суворова в XVIII в., который говорил, что «музыка удваивает, утраивает армию», и  подвигами русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 году. Особо ребят заинтересовывает тот факт, что в знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов.  

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам, знакомит ребят с историей защиты Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII веке.

Музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей, русскую историю и совершения.

Воспитание патриотизма на этих уроках, уважения к правам, свободам и обязанностям человека формирует такие ценностные установки как служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода личная и национальная.

На один из разделов нашей программы мне бы хотелось обратить особое внимание. Он назван поэтической строкой Игоря Северянина «О России петь – что стремиться в храм».  Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1-4-х классов в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично в храме сливаются все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две самостоятельные линии: святые земли Русской и значимые праздники православной церкви.

Дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской.  Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былинам. Этот мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.

Ребята с огромным удовольствием узнают  виды колоколов и колокольного звона и постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве. Самостоятельно анализируя, какие виды колоколов можно встретить в нашем городе, ребята выполняют очень интересные поисковые задания.

Основные направления и воспитательные линии на этих уроках следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.

Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.

Список использованной литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

  2. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС »

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС



Пятакова Алена Александровна,

учитель музыки

МБОУ НОШ № 11

город Ханты-Мансийск


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Концепция духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Программа духовно-нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям  в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Искусство имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Воспитание подрастающего поколения сегодня следует рассматривать как одну из главных стратегических задач развития современного общества. Не случайно образовательные стандарты ориентированы на воспитательные цели и имеют основу, заключающуюся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Музыка» Е.Д. Критской, которую я использую в своей работе, основана на приоритете общечеловеческих ценностей и устремлена к сохранению и воспитанию духовной культуры. Школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. В соответствии с новыми образовательными стандартами в нашей школе разработана и реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. В моем выступлении будут показаны основные направления и ценностные установки, которые я стремлюсь воспитывать у своих учеников на уроках музыки.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Отсюда возникает необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. Музыкальный фольклор представлен в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. При этом я стараюсь не забывать и донести до детей, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек придают урокам музыки яркий эмоциональный настрой и праздничную атмосферу. Особый интерес к русскому музыкальному фольклору проявляется на уроках, посвященных музыкальным инструментам России. Ребята становятся самостоятельными исполнителями, а кроме того они превращаются в музыкальных мастеров. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Вот и наши ученики с удовольствием пробуют изготовить простейшие музыкальные инструменты из подручных средств, узнают историю возникновения названий этих инструментов. Тем самым проявляя богатство фантазии, интерес и любовь к своей Отчизне и своему народу. Основное направление воспитательной работы на этих урока - воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания. Ценности, о которых ребята узнают на уроках - любовь к России, своему народу; представление о духовной культуре и этике.

Народная музыка - источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина. В разделе «Россия – Родина моя» дети знакомятся с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории. Урок «Виват, Россия!» знакомит ребят с военными победами Петра I. Знакомство происходит через яркие, торжествующие музыкальные канты, звучавшие в те времена. Урок «Наша слава – русская держава» знакомит ребят с победами полководца Александра Суворова в XVIII в., который говорил, что «музыка удваивает, утраивает армию», и подвигами русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 году. Особо ребят заинтересовывает тот факт, что в знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов.

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам, знакомит ребят с историей защиты Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII веке.

Музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей, русскую историю и совершения.

Воспитание патриотизма на этих уроках, уважения к правам, свободам и обязанностям человека формирует такие ценностные установки как служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода личная и национальная.

На один из разделов нашей программы мне бы хотелось обратить особое внимание. Он назван поэтической строкой Игоря Северянина «О России петь – что стремиться в храм». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1-4-х классов в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично в храме сливаются все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две самостоятельные линии: святые земли Русской и значимые праздники православной церкви.

Дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской. Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былинам. Этот мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.

Ребята с огромным удовольствием узнают виды колоколов и колокольного звона и постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве. Самостоятельно анализируя, какие виды колоколов можно встретить в нашем городе, ребята выполняют очень интересные поисковые задания.

Основные направления и воспитательные линии на этих уроках следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.

Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.



Список использованной литературы:


  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

  2. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пятакова Алена Александровна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1790 руб.
2550 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства