Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Исследовательская работа:
«Вальс-король танцев»
Автор: Паршина Дарья,
5в класс
Руководитель: Вакуленко Галина Александровна,
учитель музыки
2017 год
План:
Введение ………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………3
2.1. Понятие танец …………………………………………………………………..3
2.2. История возникновения и развития вальса……………………………………3
2.3. Иоганн Штраус – «король танца»……………………………………………...4
2.4. Вальс в произведениях композиторов классиков……………………………..5
2.5. Вальс в XX веке………………………………………………………………...6
2.6. И снова вальс……………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………… 8
I. Введение
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
А. С. Пушкин. "Евгений Онегин"
В настоящее время в России в моду вновь входят балы: губернаторский, новогодний, студенческий, школьный, кадетский и другие. Какая девушка не мечтает хоть на один вечер стать Наташей Ростовой и танцевать на балу вальс. Отсюда и родилась тема моего проекта: «Вальс-король танцев».
У меня возник вопрос: действительно ли вальс не теряет свою популярность и является современным в нашем обществе? Данный вопрос явился причиной моего исследования.
Цель моего исследования - изучить популярность танца вальс и создать инвидеоролик для популяризации танца среди учащихся школы.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю танца вальс.
2. Изучить популярность танца «Вальс» в разные отрезки времени, на основе литературных источников.
3. Провести анкетирование в классе с целью выявления популярности танца в современном обществе.
4. Проанализировать данные и создать информационный видеоролик для популяризации танца среди учащихся школы.
Для реализации представленных задач используются следующие методы исследования:
· изучение и анализ методической литературы
· анкетирование
· анализ продуктов анкетирования
II. Основная часть
2.1. Понятие танец
Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, понимания красоты окружающего мира. Танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека, из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец.
2.2. История возникновения и развития вальса
Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса. Вернее, в трех странах существовали танцы, похожие на вальс.
Во Франции это был танец вольт (от слова voltare — поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.
В Чехии танцевали танец фуриант, что в переводе означает франт, гордец. Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться.
В австрийской области Ландль танцевали степенный медленный лендлер. Была у него и немецкая разновидность — быстрый валъцер. В этих танцах партнеры не могли находиться на расстоянии, кланяться и приседать, как в менуэте. Крепко обхватив друг друга, они кружились в вихревом движении. Соединив элементы этих трех танцев, новый танец стал вальсом.
Вальс (кружиться в танце) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый.
Мелодия вальса, особенно танцевального, как правило, проста, она может быть быстрой, грациозной. А аккомпанемент – бесхитростен: бас-аккорд, аккорд, причем на бас приходится сильная доля такта, а два последующих аккорда как бы дополняют его.
Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Во второй половине XVIII в. этот танец из сельских кабачков, с деревенских свадеб переступил пороги дворцов. В 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе.
Вальс подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «непристойным» и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие. Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держит даму за талию! Это недопустимо.
Еще в начале XIX в. его преследовали: в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и, как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал, даже не закончив фразу. В России Павел I издал «Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую».
Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе. Конец XVIII века. Вена – столица Австрии. Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется “Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий”.
2.3. Иоганн Штраус – «король танца»
Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе. В концк XVIII века новый танец завоевал Вену. Здесь вальс обретает новую жизнь в творчестве знаменитого австрийского композитора Иоганна Штрауса. Он создал вальсы, которые назвали «венскими вальсами».
Родился в Вене в семье известного композитора и дирижёра Иоганна Штрауса. Быстро овладел техникой игры на фортепиано и скрипке и начал выступать как дирижёр собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром Штрауса-отца. После его смерти Штраус объединил оба оркестра в один, с которым стал гастролировать по Европе.
Излюбленным жанром стала для Штрауса танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки. Штраус превратил вальс в гирлянду небольших вальсов, объединённых в одно целое, симфонизировал свою музыку. У него это настоящая симфоническая поэма, в начале которой даётся вступление, а в конце заключении (кода). Штрауса называли «королём вальсов» за такие шедевры, как «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» «Сказки Венского леса» и др.
Его вальсы танцевали повсюду – в императорских дворцах и маленьких кабачках, танцевали в домах, на улицах и площадях. Вся Европа с ума сходила от штраусовских «Венских вальсов». Трудно назвать композитора, которому удалось увлечь своей музыкой аристократию и в то же время стать любимым композитором в самых широких кругах простого народа. При упоминании имени Штрауса всегда появляется улыбка на лице – люди ждут чего-то яркого, жизнерадостного, увлекательного. Вальсы же И. Штрауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир.
К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.
В России вальс также был запрещён. Специальные полицейские следили за тем, чтобы на балах не танцевали и не играли вальс. Но вальс стремительно проникал в каждый дом.
Несмотря ни на что, весь XIX век прошёл под символом вальса. Вскоре установилась традиция: любой бал начинали вальсом. Каждая девушка с волнением ждала своего первого бала: белое платье, музыка, кавалер и круженье, круженье, круженье. К счастью сильное сопротивление почти исчезло, и вальс пережил захватывающий и разносторонний успех.
2.4. Вальс в произведениях композиторов классиков
Вальс перешагнул в область серьёзной музыки, он стал концертным жанром. Австрийский композитор Франц Шуберт написал около 250 вальсов.
Сын Польши Ф.Шопен писал вальсы совсем не для танцев, каждый из них- живая картинка разной польской природы
Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить “Вальс” русского драматурга, поэта и музыканта А.С. Грибоедова. По сути, этот вальс – первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих “на слуху” и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.
Великолепным образцом такого симфонического вальса стал знаменитый «Вальс-фантазия» М. И. Глинки.
Сначала вальс предназначался для того, чтобы его только танцевали, но скоро он вошёл во все жанры музыки (оперу, балет, симфонию и другие).
Пётр Ильич Чайковский - реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности вальса, который в музыке Чайковского перестает быть вальсом жанра, а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа».
Если ария Кутузова - важнейшая точка темы войны в опере С.С. Прокофьева «Война и мир», то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются главные герои романа - Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце , в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.
2.5. Вальс в XX веке
В середине XX века культура, в том числе и танцевальное искусство, переживало спад популярности, в связи с вовлечением всего мира в войну. Но вальс твердо держал свои позиции. Известно большое количество песенных вальсов родившихся в военные годы. «Случайный вальс» М Фрадкин, «В лесу прифронтовом» Блантер и многие другие. На войне, в тоске по Родине, по близким под постоянным прицелом смерти, рождались и пелись лучшие песни, которые входят в сокровищницу песенного творчества.
Ян Френкель говорил: «Многие из моих сочинений написаны в форме вальса, - и это не случайно. Форма вальса представляется наиболее доверительной.
Вальсу доступен большой образный диапазон – от невзыскательной простодушной лирики до серьезного разговора на высокие темы о преданности и любви к Родине, о мужестве».
И сейчас вновь и вновь мы слышим произведения в форме вальса сочиненные нашими современниками: Булат Окуджава, Александр Розенбаум; Олег Митяев; Исаак Дунаевский и др.
Современный вальс многогранен и полон разновидностей:
Венский вальс. Танец быстрый, стремительный, изящный, легкий.
Медленный вальс (вальс-бостон или английский вальс)
Танго-вальс. Его еще называют Аргентинским вальсом.
Фигурный вальс. Вошел в спортивную программу бальных танцев в 60х года XX века.
Вальсу больше двух веков, но он всё равно остаётся красивым стремительным танцем молодых сердец. Сейчас вальс танцуют везде.
2.6. И снова вальс
Изучив разные литературные источники, я составила рост популярности танца Вальс. На схеме видно, что вальс шел к вершине популярности долго (почти три века), и лишь во второй половине 19 века находился на пике своей популярности. В начале 20 века я наблюдаю спад к танцевальному искусству вообще, в том числе и к вальсу. А вот во второй половине 20 века мы видим рост популярности, зарождение конкурсов бальных танцев. Сегодня в 21 веке заметен устойчивый интерес к танцам. А вальс вновь нашел свою аудиторию, своего зрителя и своих исполнителей и стремительно набирает обороты. Не за горами тот день, когда вальс займет свое место на вершине танцевального искусства.
Рост популярности вальса я отобразила в следующей диаграмме в %:
Дополнительно я провела анкетирование в нашей школе среди учащихся пятых классов для изучения популярности танца вальс среди школьников.
Анкета.
Какой танец самый романтичный по-вашему мнению?
Актуально ли сегодня танцевать вальс?
Готовы ли вы научиться танцевать вальс?
Согласны ли вы с высказыванием: «Вальсу доступен большой образный диапазон – от невзыскательной простодушной лирики до серьезного разговора на высокие темы о преданности и любви к Родине, о мужестве». Я. Френкель.
К какому типу танца вы отнесете вальс:
· Благородный
· Непристойный, вульгарный
Хотели бы узнать о вальсе больше информации?
Ответы были следующими:
III. Заключение
Исходя из ответов опрошенных, я сделала следующие выводы:
Больше половины старшеклассников назвали вальс романтичным танцем. Но, к сожалению, сегодня редко практикуют балы, учащиеся танцуют вальс при условии, если посещают студию танцев, либо наступил долгожданный выпускной. Считаю, что для учащихся необходимо проводить ознакомительный курс хореографии, по теме Вальс.
Больше половины - 65% (в основном девушки) считают вальс актуальным танцем. В обществе растет интерес к танцам, повышается спрос на непринужденное эстетичное исполнение танца. А вальс, по мнению учащихся, считается «благородным» танцем. Так считают 96% опрошенных. Сегодня и в голову не приходит, что вальс «вульгарный, непристойный» танец.
Лишь 56% учащихся готовы научиться танцевать вальс. 82% задумываются о том, сколько вложено драматизма, лирики и души в музыкальные произведения в форме вальса. Но, к сожалению, лишь 39% хотели бы узнать о вальсе больше, чем они знают.
Итак, о вальсе слышали все. Все считают его «благородным», изящным легким, торжественным. Но, каков он во всей своей красе, сколько головокружительных взлетов он пережил, как глубок смысл его, и насколько он прост и необходим, знают не все.
Вот теперь, всесторонне исследовав танец, я уверена, его нужно танцевать, его можно петь, о нем нужно говорить и рассказывать. Вальс самый известный, красивый, и романтичный из бальных танцев. Помимо приобретения грациозности, благородства и красивой осанки, танцоры вальса всегда могут применить свои умения на практике, этот танец универсален, прост в освоении. Вальс всегда уместен на балу и на любом торжестве, как свадьба, день рождение, юбилей и т. д. Общественность, все равно, обожает этот, несравнимый по своему романтическому восторгу, танец который является символом романтичности и изящества.
Вальс перерос рамки танца. Он стал самостоятельным большим миром. Можно с уверенностью сказать - вальс бессмертен. Он действительно «смеётся над всеми модами века». Подобно сказочному Фениксу он возрождается вновь и вновь всегда прекрасный и юный, и, по-праву, считается «королем среди танцев»!
IV. Список литературы
1. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI—XIX вв. М. — Л., 1948
2. Житомирский Д. Балеты Чайковского. М., 1957,
3. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Искусство, 1987
4. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки, Изд-во Ленинградской филармонии, 1930.
5. Современный бальный танец. Под ред. М. В. Стриганова и В. И. Уральской. М., «Просвещение», 1978. Стуколкин Л. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев.
8