Просмотр содержимого документа
«Казахский народный музыкальный инструмент домбыра»
Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал
Дополнительное музыкальное образование – это уникальный, особый вид дополнительного образования. В музыкальном дополнительном образовании в настоящее время накоплен достаточный опыт, который требует осмысления и дальнейшего распространения на всю территорию Казахстана.
Одна из главных задач музыкального образования сберечь и передать нашему поколению молодых ,дух народного искусства для того, чтобы они знали свои корни, а из множества звуков могли узнать родные мелодии и услышать звуки народных инструментов, ПРИОБЩИТЬ к музыкальной культуре казахского народа.
Музыкальное наследие казахского народа многообразно, оно раскрывает национальные особенности, национальный дух, быт, традиции и культуру казахского народа. Много интересного и ценного для познания жизни казахского народа содержат домбровые кюи. Домбра – душа казахского народа. Она способна раскрывать тонкие чувства, передавать глубокие переживания, утешать в тяжелые минуты горя. Домбра -это неотъемлемая часть казахского народа.
Домбра - это символ казахской музыки! Ни один инструмент не может передать национальный колорит лучше, чем она. С историей происхождения этого инструмента и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый
музыкальный инструмент. . Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.
V.1. Традиции домбровых кюев
Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек-воин добытчик.
V.2.Разитие музыкальных способностей на примере
домбровых кюев
Благодаря изучению казахских домбровых кюев на начальном этапе обучения у юного музыканта раскрываются музыкальные способности такие как: чувство ритма, музыкальная память, слух. Учащиеся осознают тесную связь с состоянием внутреннего мира художника, чувств, образов, передаваемых композиторов-кюйши.
Проблема развития музыкальных способностей учащихся является доминирующей на начальном этапе обучения игре на домбре. В домбровой методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Однако при обучении игре на домбре для решения проблем развития музыкальных способностей зачастую появляется потребность в поиске дополнительных средств решения проблемы развития музыкальных способностей. В своей педагогической деятельности на уроках я использую казахские домбровые кюи, как одно из средств решения проблемы развития музыкальных способностей.
При изучении того или иного кюя, я учитываю музыкальные и индивидуальные способности каждого учащегося. Ведь у каждого юного музыканта свои музыкальные способности, природные данные и возможности в той или иной деятельности. Природа способностей проявляется у юного музыканта не в самих знаниях и умениях, навыках, и в динамике их приобретения, в том насколько быстро и легко он осваивает какую-то конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности её успешность и уровень достижений, а также как эта деятельность выполняется.
Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей учащихся очевидна и продиктована практикой.
В своей педагогической практике я заметила, что чем больше различных видов деятельности в жизни юных музыкантов, тем больше развиты его музыкальные способности (слух, ритм, музыкальная память).
Практика показала, что научить музицировать можно любого ребёнка. Но это требует от педагога высокого мастерства и личностно-ориентированный подход в обучении. На начальном этапе обучения необходимо добиваться от ученика правильную постановку инструмента,постановку двух рук.
При проведении занятий очень важно уметь выбирать правильные методические приемы. Методы обучения и воспитания зависят от возрастных особенностей детей, интереса к занятиям и т.п. Поэтому необходимо сочетание общей работы с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
Обучение игре на инструменте начинается с индивидуальных занятий, в процессе которых вырабатывается свободное, естественное положение головы, корпуса, рук и пальцев; осваиваются технические приемы игры на инструментах.
Перед игрой на инструменте следует посадить ученика таким образом, чтобы ребенок приучился сидеть прямо, не горбясь, не облокачиваясь на спинку стула, чтобы он не поднимал плечи
Способности - это психические особенности человека, являющиеся условиями для успешного выполнения какой-либо деятельности. Способности людей влияют на приобретение ими знаний, умений и навыков, но проявляются не в самих этих компонентах, а в динамике их приобретения. В зависимости от того, насколько быстро, глубоко и прочно осуществляется овладение знаниями, умениями и навыками, принято определять тот или иной уровень способностей. Способности обнаруживаются только в процессе практической деятельности людей. Высшую ступень развития конкретных способностей называют талантом: он дает человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять определенную сложную трудовую деятельность. Развитие способностей предполагает наличие устойчивых специальных интересов в какой-либо области человеческой деятельности, перерастающих в потребность заниматься этой деятельностью профессионально.
Не бывает каких-либо способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Говоря о музыкальных способностях, подразумевается, прежде всего, музыкальность. Музыкальным называют человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, способного воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание, а если он исполнитель, то воспроизводить это содержание. Музыкальность развивается в процессе работы, в течение которой педагог ярко и всесторонне раскрывает содержание изучаемых произведений, иллюстрирует свои объяснения показом на инструменте или прослушивая аудиозаписи мастеров. В понятие музыкальности входит ряд компонентов: музыкальный слух, музыкальная память, музыкально- ритмическое чувство.
Музыкальный слух
Музыка́льный слу́х —профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусстваМузыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.
Музыкальный слух включает в себя такие понятия как: совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное звуковысотный (интонационный), мелодический (ладовый), гармонический и внутренний слух. Существует также абсолютный и относительный слух. Наличие абсолютного слуха нередко, но вовсе не обязательно указывает на общую музыкальную одаренность. Некоторые, обладая способностью распознать высоту звука, не в состоянии сами извлечь звук требуемой высоты. Такое явление называется пассивным абсолютным слухом. Другие же могут не только различать, но по желанию и воспроизводить звуки заданной высоты. Такое свойство называется активным абсолютным слухом. Иметь абсолютный слух музыканту желательно, но не обязательно. Исполнителю необходимо наличие хорошо развитого относительного слуха, дающего возможность различать соотношение звуков по высоте, взятых одновременно или последовательно. Музыкальный слух включает две способности: ладовое чувство и способность к слуховому представлению.
а) Ладовое чувство - это способность эмоционально различать ладовые функции звуков
мелодии, оно связано с ощущением музыкальной высоты и проявляется в восприятии
мелодии, в ее узнавании, в чувствительности к точности интонации.
б) Способность к слуховому представлению - это способность произвольно пользоваться
Оно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии и в первую очередь в пении.
Музыкальная память Музыкальная память – это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Память – запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта.
Музыкальная память– это психологический процесс, способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал в различных видах музыкальной деятельности
Для музыканта-исполнителя, конечно же, наиболее значимой является долговременная память с сознательным доступом.
Другая классификация памяти (по характеру психической активности) была предложена П.П. Блонским:
1. Двигательная или моторная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;
2. Эмоциональная память – память на чувства;
3. Образная память, которая делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;
4. Словесно-логическую память. Она состоит в запоминании и воспроизведении мыслей. Но так как мысли оформлены в словесную форму, то память называется словесно-логической. Этот вид памяти подразделяется на два подвида:
а) запоминается и воспроизводится только смысл материала без точных выражений;
б) запоминается буквальное словесное выражение мыслей.
Если в последнем случае нет осмысления материала, то такое запоминание называется механическим заучиванием.
Во время работы над музыкальным произведением используются все вышеуказанные виды памяти, то есть моторная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, но у разных исполнителей преобладают разные виды памяти. У кого-то это – моторная память, у кого-то слуховая, у кого-то зрительная память на нотный текст и т.д. Более того, разные исследователи по-разному оценивают значимость различных видов памяти при разучивании музыкальных произведений.
Среди образных видов памяти для музыкантов-исполнителей в большей степени имеют значение слуховая и зрительная память.
В музыкально-слуховой памяти различают в свою очередь способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, а также интонацию. Музыкально-ритмическая память также сложное явление, в ней соединены слуховая и мышечная память. Несмотря на то, что мелодия, ритм и тембр существуют в единстве, часто можно видеть, что человек, хорошо запоминающий звуковысотность, плохо запоминает гармонию или ритм. И очень часто бывает плохое запоминание тембров, когда не запоминается, например, какой инструмент оркестра вёл мелодическую тему.
Музыкально-слуховая память исполнителя тесно связана с моторной памятью. Ведь, если вместе с запоминанием музыки слухом, руки не будут запоминать движения, то исполнитель не сможет полноценно воспроизводить музыкальное произведение. Не только при исполнении наизусть, но даже при исполнении по нотам, произведение должно быть выучено моторной памятью. Руки должны запомнить направление движений, скорость и силу сокращения мышц.
Зрительная память заключается в запоминании написанного нотного текста и запоминании расположения рук на инструменте. Она в большинстве случаев играет второстепенную роль по сравнению со слуховой памятью, а слепые, например, вовсе обходятся без зрительной памяти. Но есть музыканты с великолепной, прямо-таки фотографической зрительной памятью. У них она имеет первостепенное, по сравнению с другими видами памяти, значение. Например, выдающийся дирижёр Артуро Тосканини был очень близорук и не видел партитуру на обычном расстоянии, но обладая фотографической памятью, он, просмотрев однажды партитуру, затем как бы видел её перед собой. Однако при этом, Тосканини, конечно же, должен был слышать написанное внутренним слухом, и осваивать текст через зрительно-слуховое восприятие.
Эмоциональная память отвечает за сохранение впечатлений об эмоциональном характере музыки. В то же время, свои чувства, музыкант осознаёт и определяет словами, то есть эмоциональная память в какой-то степени связана со словесно-логической памятью. Правда, не всегда самим композиторам удаётся определить свои эмоциональные переживания от созданной ими музыки с помощью слов. Пётр Ильич Чайковский писал о программе своей Четвёртой симфонии: «Программа эта такова, что формулировать её словами нет никакой возможности. Не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов?».
Словесно-логическая память помогает также запоминать логическую структуру произведений, тональности, голосоведения, модуляции, общий драматургический план произведения.
О значении памяти и её видов у музыканта-исполнителя, о значении игры наизусть существовало, и существует много различных мнений.
Выдающийся итальянский пианист Ферручо Бузони писал: «Я старый концертант, пришёл к убеждению, что игра на память придаёт несравненно большую свободу исполнению». В то же время он подчёркивал, что «необходимо правильное заучивание музыкального произведения на память».
В то же время ещё во времена Роберта Шумана исполнение наизусть считалось подвигом, посильным лишь для большого таланта, исполнение без нот рассматривали как «нарушение традиций», «ненужный риск» и даже «шарлатанство».
Музыкальная память-включает в себя такие виды памяти: слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие. Важно чтобы у ученика были развиты, по крайней мере, три вида памяти: слуховая, логическая, связанная с пониманием содержания произведения, закономерностями развития музыкальной мысли; двигатьльная; у многих исполнителей важную роль в процессе запоминания играет также зрительная память.
В результате частого исполнения запоминание может быть непреднамеренным. Запоминание может быть и преднамеренным, если оно заключается в специальном заучивании отдельных отрывков, а затем и всего произведения в целом. Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной формы, причем внимание следует фиксировать не только на том, что объединяет, но и различает сходные части. В преднамеренном запоминании участвует зрительная, двигательная и внутренняя слуховая память. Для проверки правильности выученного музыкального произведения следует: записыватьвыученную музыку без использования инструмента, транспонирование мелодий в другие тональности, умение начать исполнение текста с любого места.
Музыкальный ритмРитм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Наравне со слухом и музыкальной памятью важно развитие чувства ритма. Ритм - это один из важнейших выразительных элементов музыки. Ритм в музыке тесно связан с метром, и в произведениях, требующих особой метрической определенности (танец, марш), роль ритма становится особенно значительной. Важное значение приобретает точное установление темпа, соответствующего характеру исполняемой музыки.
Характерные метроритмические ошибки:
1. Отсутствие соответствующей опоры на сильную и относительно сильную доли такта;
при этом происходит выделение слабой доли такта.
2. Невыдерживание длительностей звуков и пауз.
3. Ускорение мелких длительностей при чередовании их с более крупными.
4. Ускорение или затягивание музыкального движения в связи с изменением динамики.
Обычно при diminuendo ощущается замедление, а при crescendo - ускорение.
5. Искажение ритма сложных размеров.
6. Искажение пунктирного ритма.
7. Нивелирование ритма триолей и синкоп.
Исполнение музыкального произведения может изобиловать частыми отклонениями от заданного темпа и ритма, но, тем не менее, оно остается гармоничным, музыкальным и художественно убедительным т.к. при этом соблюдается внутренняя закономерность, которая присуща самой музыке и не нарушает законы агогики , т.е. ускорение в одном месте вызывает замедление в другом. Научить этому трудно, так как в большей мере это происходит интуитивно, но учить все же необходимо. Воспитание внутреннего чувства ритма должно быть постоянным и осознанным. Если учащийся работает осознанно и с постоянной сосредоточенностью, то и результаты его работы намного ощутимее.
Внимание
Одной из характерных особенностей сознательности является внимание, т.е. определенная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте, предмете или явлении жизни. Направленность внимания- это предмет внимания, т.е. внимание на одном из занятий к атаке звука. Сосредаточенность внимания - это углубленность внимания, т.е. как производится атака звука, и каков при этом получается результат.
Различается два вида внимания: произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное):
а). Непроизвольное внимание не обусловлено волевым актом человека, оно наступаетвне зависимости от его намерений, т.е. прочитав объявление о конкурсе, вы заинтересовались им независимо от ваших устремлений на данном этапе.
б). Произвольным внимание может стать, если вы захотите участвовать в конкурсе, ипервоначально пассивное внимание перерастает во внимание активное,вызывающееопределенные действия, направленные на достижение возникшей цели.Это зависитот заинтересованности, увлеченности тем или иным предметом.
Важную роль в педагогическом процессе имеет заинтересованность учащегося. Умение преподавателя на каждом уроке давать что-то новое на базе уже известного и закрепленного, вызывает активную заинтересованность ученика в работе.
Внимание имеет ряд особенностей и качеств: устойчивость, объем и распределение:
а). Устойчивость внимания связана с заинтересованностью, со стремлением к
достижению желаемой цели.
б). Объем внимания зависит от уровня подготовки учащегося и связан с конкретным
объектом внимания, т.е. внимание к правильности постановки или дыхания и т.д.
в). Распределение внимания - это способность одновременно уделять внимание двум
или нескольким действиям.
Музыкальное воображение
Огромную помощь исполнителю в работе над музыкальным произведением оказывает его музыкальное воображение. Оно предполагает создание новых музыкальных образов без опоры на какой-либо конкретный внешний объект. Построение музыкальных образов при воссоздающем воображении происходит на основе конкретной нотной записи. Воображение - это активный художественный поиск новых сторон содержания произведения, неизвестных черт музыкального образа.
Деятельность музыканта исполнителя тесно связана с эмоционально-чувственной сферой психики человека, исполнительское искусство требует от ученика глубокого постижения композиторского замысла произведения и передачи его эмоционально - образного содержания. Музыкальное исполнение передает и самые тонкие эмоции, чувства и настроения играющего, который привносит тем самым собственную эмоциональную окраску в исполняемую музыку. Если же исполнение лишено эмоций и чувств, бесстрастно и безкрасочно, то оно оставляет слушателей равнодушными или вызывает у них чувство неудовлетворенности. Активность и развитость высших чувств позволяют исполнителю одухотворить музыкальное исполнение и тем самым усилить его эмоционально - эстетическое воздействие на публику.
Воля
Разнообразная практическая деятельность человека, в том числе и музыкально-исполнительская, немыслима без свершения каких-либо действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей и с преодолением внешних и внутренних препятствий на пути к этим целям. Эти действия называются волевыми. Проявление воли человеком предполагает осуществления целого ряда волевых актов, связанных с активной работой сознания. Воля регулирует поведение человека в тех или иных ситуациях, причем в одних случаях она стимулирует действия в достижении разумных целей, в других она сдерживает нежелательные побуждения и действия. Каждая личность обладает волевыми качествами, в различной степени развитыми и устойчивыми. Важнейшими из них являются: решительность, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам, выдержка, самообладание. Процесс игры на инструментах, являясь сложным видом трудовой деятельности, требует от ученика активных волевых усилий, без которых не возможно решение разнообразных профессиональных задач, начиная с простейшей из них - элементарного звукоизвлечения.
Необычайно активной и целенаправленной волевой деятельности требуют от исполнителя сольные концертные выступления. Иногда даже самые опытные ученики выступая на сцене в качестве солистов, испытывают чрезмерно сильное волнение, теряются и вследствие этого не могут продемонстрировать всех своих исполнительских возможностей. У ученика появляется чувство неуверенности, его волнует буквально все и состояние инструмента, и память, чтобы преодолеть внутреннее волнение, граничащее с чувством страха, он должен активно использовать свои волевые качества и, прежде всего, решительность. Ученик, обладающийнастойчивостью, способен к длительному напряжению энергии в течение всех систематических занятий на инструменте и к неуклонному продвижению к намеченной цели, невзирая на возникающие трудности. Ценным волевым качеством ученика является самообладание, или выдержка, т.е. умение полностью владеть собой в различных ситуациях, возникающих при игре на инструменте.
Огромную помощь исполнителю в работе над музыкальным произведением оказывает его музыкальное воображение. Оно предполагает создание новых музыкальных образов без опоры на какой-либо конкретный внешний объект. Построение музыкальных образов при воссоздающем воображении происходит на основе конкретной нотной записи. Воображение - это активный художественный поиск новых сторон содержания произведения, неизвестных черт музыкального образа.
IV.3. Методы развития музыкальных способностей
При выборе методов развития музыкальных способностей педагог-музыкант должен быть особенно чутким, я учитываю возрастные особенности детей, а также гуманно – личностного, личностно-ориентированного подхода, стоять на позициях дифференцированного подхода. Педагогу надо учитывать возрастные особенности детей, но подходить к каждому ребенку индивидуально. Чуткий педагог, используя индивидуальный подход, способен воздействовать на развитие всех параметров внимания у детей
Обучение исполнительству на домбре на первый взгляд кажется очень легким делом, но данное искусство имеет свои особенности, различные приемы исполнительного процесса, методы обучения и историю.Содержание курса обучения игре на домбре предполагает приобретение учащимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формированию их эстетических взглядов и идеалов.Большое внимание уделяется расширению художественного кругозора школьников, привитию им интереса и любви к музыкальному искусству, развитию способности воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее.При игре на домбре ни один звук не должнен возникать Успешная работа в классе по специальности во многом определяется характером взаимоотношений между педагогом и учеником. Конечный результат будет эффективным лишь в том случае, если совместная деятельность преподавателя и ученика проходит в едином творческом ключе. Ученик должен верить в педагога, а педагог должен верить в ученика. Педагог должен обладать неиссякаемым терпением и способностью спокойно и неутомимо делать все время одни и те же замечания. Педагог должен быть психологом, обладать интуицией и волей, побуждающими учащегося работать в нужном направлении, быть организованным, дисциплинированным и целеустремленным, а самое главное, он должен быть еще и воспитателем, который не только учит игре на музыкальном инструменте, но и старается постичь внутренний мир молодого человека, глубже понять его намерения и стремления, и делать все, чтобы помочь их реализации. Преподаватель должен изучить характер каждого своего ученика и исходя из этого, быть более строгим и требовательным к одним, и наоборот, уметь поддержать и ободрить других. вне звукового контроля, вне задач выразительного интонирования.
\
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года № 543 Об утверждении Типовых учебных планов и программ детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств
В соответствии с подпунктом 7-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые учебные планы и программы детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официальногоопубликования.
Министр
Б. Жумагулов
Утверждено
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 29 декабря 2011 года № 543
Типовые учебные планы и программы
детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые учебные планы и программы детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств (далее - Типовые учебные планы и программы) разработаны в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и обеспечивают реализацию программ дополнительного образования детей в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школ искусств.
2. Типовые учебные планы и программы определяют объем учебных дисциплин (предметов) дополнительного образования, их изучение, содержит объем учебной нагрузки обучающихся.
3. Основные задачи дополнительного образования детей в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школах искусств:
1) содействует развитию образовательных потребностей детей, их творческих способностей, раннюю профильную ориентацию;
2) обучение основам музыкального и изобразительного искусства;
3) создание условий для реализации творческих способностей детей;
4) выявление творчески одаренных учащихся в области искусства;
5) начальная профильная подготовка для продолжения обучения в организациях образования последующего уровня.
2. Типовой учебный план
4. Для подготовки к основному курсу обучения дети в возрасте от пяти до десяти лет могут обучаться в подготовительных группах детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств.
5. Срок освоения программ дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школах искусств пять-девять лет в зависимости от выбранной специальности, обучение завершается итоговой аттестацией.
6. Максимальная учебная нагрузка обучающихся с учетом их потребностей