Просмотр содержимого документа
«Методический семинар для преподавателей фортепиано Тема: «Психология музыкальной памяти и ее проблемы. Чтение с листа»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
Методический семинар для преподавателей фортепиано
Тема: «Психология музыкальной памяти и ее проблемы. Чтение с листа»
Преподаватель
Хайретдинова А.Р.
г. Бакал
6. 02. 2020 г.
Психология музыкальной памяти и ее проблемы. Чтение с листа.
Хорошая музыкальная память - быстрое запоминание, прочное сохранение и точное воспроизведение материала, даже спустя долгое время после выучивания.
Гигантской памятью обладали В.А. Моцарт, Ф. Лист, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, А. Тосканини. Но то, что большие музыканты делают без видимого труда, рядовым музыкантам приходится добиваться большими усилиями.
"Музыкальной памяти как особого вида памяти не существует. Это сотрудничество различных видов памяти" Л. Маккенон.
"Память пианиста - комплексная. Она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая." С.И. Савшинский.
Чтение с листа – это комплексная способность.
1 компонент - зрительная память.
Может показаться парадоксальным, но для успешного разбора произведения и дальнейшей работы над запоминанием произведения, нужно уметь читать с листа.
Быстрее узнаешь - быстрее запомнишь.
Методы работы над развитием чтения с листа
- способ "Бусы" - научиться играть последовательно идущие звуки (гаммы, терции, аккорды)
-
- освоение позиционных смен на материале этюдов - видит секвенцию и переносит фигурацию вверх и вниз с той же аппликатурой
- научиться зрительно различать интервал в скачках и аккордах
- чтение в ансамбле - вынужден успевать за партнером
2. Слуховое представление.
формула: вижу-слышу-играю
Необходимо создать проект исполнения, необходимо развивать внутреннее слышание произведения.
Для этого нужно петь всё, что можно спеть.
3. Моторная мышечная память и пространственная ориентация
Произведение должно войти в пальцы, нельзя считать, что это чисто механическое запоминание, потому что есть и слуховой и зрительный контроль.
Хорошо, когда ученик быстро приспосабливается к инструменту, но если с этим проблемы- лучше неоднократно попробовать инструмент, на котором будет экзамен.
Основа моторной памяти - аппликатура.
Если у ребенка будет только механическое запоминание произведения - это провал, потому что оно ненадежно.
Для того, чтобы развивать моторную или мышечно-игровую память, нужно развивать и технику.
Техника - не просто беглость пальцев, техника - это в первую очередь удобство в исполнении сложных моментов.
Поэтому играть гаммы, арпеджио, аккорды нужно с постоянным поиском ощущений, подбирая образы и отношение к каждому виду деятельности
Произведение стоит разделить на эпизоды, менее сложные и более сложные. Прорабатывать каждый эпизод стоит с привыканием под удобную игру (смотреть на собственные ощущения)
4. Помимо тех видов памяти, что я уже перечислила, важно помнить о аналитическом музыкальном мышлении, которое важно на любом этапе освоения произведений
1) Ребенок должен уметь сравнивать эпизоды произведения между собой и находить:
а) похожие между собой эпизоды
б) различные между собой эпизоды
2) Выделение основных тонов мелодии - играй то, что считаешь главным, выпусти то, чего могло бы и не быть
3) Охватывание общих структурных контуров и проигрывание экстрактов (способность к целостному восприятию)
4) ориентация в гармоническом плане
Интеллектуальный слух следует развивать с начала обучения. Нужно обратить внимание, "Как сделана музыка", не обременяя это терминами, трудными для восприятия ребенка.
Запоминание текста делится на 3 группы:
1) смысловая группировка - деление на логически завершенные эпизоды, запоминание от частного к целому
2) выделение смысловых опорных пунктов - в случае, если ребенок забыл текст, он может перейти к опорной точке и продолжить произведение
3) смысловое соотнесение - анализ развития образа
Причины плохого запоминания:
1) неправильно выбрана единица объема запоминаемого
2) смена текста
3) неверие в свои силы и низкая самооценка
4) установка (запоминает на определенный срок времени)
Методы запоминания:
- разобрать произведение теоретически, без инструмента, разделить его на части
- аналогичные места учить параллельно
- сольфеджирование мелодии с игрой аккомпанемента
- суммирование: выучили 1 фразу, выучили 2, и присоединили к 1 фразе
Некоторые методы развития единства слуха и моторики:
1) Метод Жан-Жака Далькроза
Остановиться по хлопку и мысленно допеть до конца
2) Метод М. Варо
Остановиться по хлопку, мысленно петь дальше, по хлопку вступить с допетого места
3)"Немая Интервация" (Г.Г. Нейгауз)
Начало пьесы- полным звуком, остальное - по поверхности клавиш