«Многогранность художественно – образного воплощения природы различными видами искусства»
«Многогранность художественно – образного воплощения природы различными видами искусства»
Образы природы в русской литературе, живописи, музыке имеют особое значение, они берут свое начало в дохристианской языческой культуре. В то время люди поклонялись природе, обожествляя и одушевляя её. Природа в народной культуре была неотделима от человека; его дум, чувств, жизни.С принятием Христианства на Руси образы природы не потеряли своего значения, они развивались и трансформировались вместе с русской культурой. Русская художественная традиция оставила нам имена многих поэтов, писателей, художников, музыкантов прикоснувшихся к теме природы в своём творчестве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Многогранность художественно – образного воплощения природы различными видами искусства»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОУЛЬЯНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
имени Ю.Ф. Горячева
433300, Ульяновская область, г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, 31
тел: 8(84255) 7-18-20
Тема:
«Многогранность художественно – образного воплощения природы различными видами искусства
(на примерах Народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, Сталинской премии первой степени Аркадия Александровича Пластова)
Бычкова Л.Ф.
преподаватель фортепиано
Образы природы в русской литературе, живописи, музыке имеют особое значение, они берут свое начало в дохристианской языческой культуре. В то время люди поклонялись природе, обожествляя и одушевляя её. Природа в народной культуре была неотделима от человека; его дум, чувств, жизни. С принятием Христианства на Руси образы природы не потеряли своего значения, они развивались и трансформировались вместе с русской культурой. Русская художественная традиция оставила нам имена многих поэтов, писателей, художников, музыкантов прикоснувшихся к теме природы в своём творчестве.
Природа - это среда нашего обитания, без неё мы не сможем жить, но, если бы и могли, наверное, не захотели бы. Как можно жить без шума листвы, освещенной солнечным светом, или поливаемой прохладным дождем? Как можно жить без запаха цветов, травы, чернозёма? Как можно жить, не видя блеска снежинок в лунном свете и алых гроздей рябины на фоне ослепительно белой дали? Или без восторгающего трепета души лишь первых весенних лучей солнца?! Наша Родина обладает несметными природными богатствами, в ней есть величие перед человеком: её поразительная красота, от которой захватывает дух, грозные зимние бури, глубокие реки, высокие скалы, разнообразные животные, населяющие Россию. Все это-природа. Все это-вдохновение. Вдохновение-то, что нужно для создания произведения искусства в музыке, живописи или литературе. Его в полной мере дарит природа человеку. А в России она очень богата. Здесь есть и холод, и жара, и беспросветные леса, и пустынные равнины, и величавые горы, самое глубокое в мире озеро-Байкал. А сколько восторгов вызывает наша красавица Волга! Давайте беречь нашу бесценную природу и восхищаться ей, так, как это делали великие люди искусства!
Зима!
Наш край славится своими русскими зимами. Это неповторимая красота российских лесов и полей под белым покрывалом снега. Это птички- снегири с яркими грудками сидящие на гроздях рябины. В это время кажется, будто вся природа замирает, а привычные звуки города утихают до весны. В зиме есть мистичность, и уже не ясно, просыпаются ли демоны или ангелы спускаются на землю. Но эта таинственная красавица, точно муза, приносит вдохновение.
Народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов(1893г) наш земляк и современник любил и писал родную природу. В эго творчестве отразились не только время, в которое жил народ, но и национальный характер, поэтичность, душевность. Художник воплотил в художественно совершенных формах образы традиционной национальной жизни и утвердил их в истории мировой культуры. В его картинах передается настроение и душа лесов, речек, цветов, и всего, что прилегает к природе. Его пейзажи восхищают своей остро - реалистичностью. Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является хорошо знакомая многим картина «Первый снег» и «Зима». Эти картины очень похожи на тот образ, который мы представляем, когда читаем стихотворение Есенина о первом снеге:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
На эти стихи был написан романс композитором В. Юровским. Так, с литературой неразрывно связана не только живопись, но и музыка. Зима любима в России, но, не смотря на это, она обычно ассоциируется у нас с холодами и грустными раздумьями. В музыке романса Метнера на стихи Пушкина «Зимний вечер» слышен голос вьюги и тревога, тоска, одиночество. Поэтому зима популярная тема в русских романсах, где поют о неразделенной любви или о разлуке, равной зимним холодам. Как раз эту тему можно услышать в русском романсе на стихи поэта серебряного века П. Н. Ренчицкого:
Была зима. В полях метели
По ком-то панихиду пели,
Стонала жалобно сосна…
Но ты была тогда со мною,
Мне улыбалась, и – зимою
В моей душе цвела весна.
Как светла, как нарядна весна!
Недаром в романсе на стихи Ренчицкого зима контрастирует с весной. Ах, весна! Время любви, цветения, счастья! В прозрачном воздухе витают восторгающие запахи приближения тепла и солнца. В это время года вся природа оживает, просыпается после зимнего сна. И как красиво просыпается! Повсюду звуки ручейков, пение птиц, снег тает, и весенние лучи блистают на воде. О весне написано множество романсов. Например, П. И, Чайковский на стихи А. Плещеева «Весна», Римский-Корсаков на стихи поэта А.П. Толстого «Звонче жаворонка пенье». Они полны света, солнца, растаявшего снега, первых весенних трелей.
Один из основателей русской пейзажной школы Алексей Кондратьевич Саврасов очень трепетно относился к весне. У него очень много картин, изображающих это время года. Левитан, любимый ученик Саврасова, отмечает: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Когда К. Паустовский пришёл как-то весной в мастерскую Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Саврасов кричал ученикам: «Солнце гоните на холст! Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой – почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, - где всё это на ваших холстах? Срам и чепуха!» Также, современники Саврасова сохранили его слова о том, что без воздуха нет пейзажа: «…Сколько берёзок и елей ни сажай, что не придумывай, если воздух не напишешь … пейзаж дрянь». В картине «Весна. 1883» чувствуется этот весенний мокрый воздух. Борис Леонидович Пастернак ярко описывает весеннюю погоду в своём стихотворении «Весна в лесу»
Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.
Как говорят: “мартовские коты запели”, это означает – проснулась любовь. Весной хочется петь о добре, о любви, о чем-то возвышенном. Любовное томление слышно в музыке произведения Чайковского на стихи А. Толстой «То было раннею весной», а великий русский композитор С. В. Рахманинов, написал романс на стихи Глафиры Галиной о мучительном счастье - “Весенняя ночь”:
Как мне больно, как хочется жить.
Как свежа и душиста весна!..
Нет, не в силах я сердце убить
В эту ночь голубую, без сна.
А вот как выглядит холст «Весна», написанный А.Пластовым в 1954 году, в период «хрущевской оттепели». В центре полотна обнаженная женщина, которая укрывает маленькую девочку от снега. В ее ясном взоре ощущается добро и спокойствие. Эта прекрасная женщина своим очарованием как бы олицетворяет наступающую весну, процветание жизни и грядущее плодоролие.
«Лето – это маленькая жизнь»
Все любят лето! Как не любить зелёные леса и плодородные поля, теплые реки, где, с приходом лета, любят купаться люди, постоянный свет солнца, плавающий в лепестках благоухающих цветов.
Картина А.Пластова «Сенокос» была написана летом 1945 года и впервые экспонировалась на послевоенной Всесоюзной выставке в 1946 года в Третьяковской галерее. Что мы видим вокруг? Здесь и залитое солнцем поле, где трудятся над урожаем и сбором сена русские люди Яркие, щедрые луговые цветы всех цветов и оттенков празднично возвышаются в зелени травы! Все живет и процветает! А какие изящные белоствольные березы мы видим на переднем плане! Все выглядит так натурально, что мы чувствуем и этот сладкий запах цветов и трав, и это жужжание насекомых, пение птиц и тихий шелест листьев. Любовью и восторгом наполнен каждый элемент рисунка и они буквально передаются каждому зрителю.
Еще одна картина, передающая терпкий запах нагретой солнцем травы, прикосновение легкого летнего ветерка, непередаваемый аромат летних лесных ягод так и называется «Летом». Вся картина наполнена тишиной, добротой и покоем, которые оставляют у зрителя положительные и замечательные впечатления от увиденного. Невольно хочется заглянуть на поляну, посидеть на зеленой траве и подышать запахом летнего леса.
В музыке лето это счастье разделенной любви, пьянящий аромат цветов, лунные ночи. Все эти мотивы мы услышим в произведениях на стихи Даниила Ратгауза «Закатилось солнце», «В эту лунную ночь» композитора Чайковского, «Эти летние ночи прекрасные», композитора П. Рахманинова. И пасторальные почти лубочные картины природы, как в романсе Чайковского на стихи А.Н. Плещеева «Мой садик» и эпические картины того же композитора на стихи А.К. Толстого «Благословляю вас леса». И интимные зарисовки С. Рахманинова на стихи Г. Галиной «Здесь хорошо».
«Закружилась листва золотая…»
Осень - любимое время года гениального русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. Он часами сидел на лавочке возле своего дома в Болдино и любовался на бесконечно прекрасное одеяние природы. Осень вдохновляла его, поэтому ей было посвящено много стихотворений.
…Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса-
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч - и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы…
К такому пушкинскому видению осени подходит иллюстрация-картина “Осень в Абрамцево” Василия Дмитриевича Поленова. Это выдающийся русский художник, оставивший значительный след в развитии отечественной пейзажной школы. На картине изображен осенний лес и озерцо, в котором отражается рыжесть деревьев. Это пленяющий пейзаж, действительно, “в багрец и золото одетые леса”. Здесь изображен как раз тот “редкий солнца луч”, и в его свете листва берез становится еще ярче, ослепительней.
Осенью мы прощаемся с летними забавами, теплом, и готовимся к зиме. Это, конечно, приводит к печальным мыслям. Музыкальные произведения написанные про осень полны тоски об ушедшем счастье, сожаления о несказанных словах любви, предчувствия одиночества. Романсы Римского-Корсакого на стихи А. Толстого «На нивы жёлтые» и Чайковского на стихи А. Н. Плещеева «Осень» в полной мере передают это состояние, так же как картина А.Пластова «В октябре». Это одна из минималистических его работ. Картина излучает холодную гармонию. Эмоционально она передает одиночество и депрессивность. Природа словно остановилась, замерла на какое-то время в тихом, печальном сне.
акварели еще одного выдающегося нашего земляка Дмитрия Архангельского (1885 г.), воплотившего в своем творчестве высочайшие художественные достижения эпохи «серебряного века». Дмитрий Иванович свято верил, что новые поколения будут гордиться своей историей, своей культурой, будут совершенствоваться во имя доброты на нашей земле, красоты и духовности России
Заключение.
Итак, мы насладились пейзажами, стихами и музыкой русских творцов. Все это не могло не затронуть наши мысли о пленяющей красоте и душе природы родного края. Нельзя забывать о том, что нас окружает каждую секунду, что дарит нам жизнь и даже больше - счастье. Остановитесь хоть на миг, взгляните на то, чему вы обычно не придаете особого значения и проходите мимо, спеша по своим житейским делам! Взгляните, и вы забудете о суете, о проблемах, терзающих душу, и даже о боли. Погрузитесь в другой мир, где нет привычных забот, а есть только пение птиц, лазурное небо, чарующие запахи и небесные виды на природу, которая помогает нам справиться с тяжестью грязного города, она освежает наше тело и дух, дает нам силы. Конечно, мы должны гордиться природой России, ведь ни у кого нет такого разнообразия и простора. Любите Родину, храните и уважайте ее природу! Так писал еще один выдающийся симбирский акварелист, педагог, краевед, человек «серебряного века» Дмитрий Иванович Архангельский (1885 г.), воплотивший в своем творчестве высочайшие художественные достижения эпохи. Дмитрий Иванович свято верил, что новые поколения будут гордиться своей историей, своей культурой, будут совершенствоваться во имя доброты на нашей земле, красоты и духовности России
Список источников
1. А.С. Пушкин. «Полное собрание сочинений» Москва. 1902.
2. «Великие художники». ТОМ 9 «Иван Иванович Шишкин»,
Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.
3. «Великие художники». ТОМ 22 «Алексей Кондратьевич Саврасов»,
Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.
4.«Великие художники». ТОМ 28 «Борис Михайлович Кустодиев»,
Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.
5.«Великие художники». ТОМ 31 «Василий Дмитриевич Поленов».
Издательство «Директ-Медиа» и «Комсомольская правда» 2009.
6. Е.П. Пронина. «Русская литература хх века», часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 1991.
7. Н. Струэнзе. «Новейшая хрестоматия по литературе» 9 класс. Издательство «Эксмо», Москва, 2013.