Программа музыкального кружка для "Народное песенное творчество"
Программа музыкального кружка для "Народное песенное творчество"
Программа музыкального кружка предназначенна для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Расчитана на учащихся с 1 по 4 классы, отвечает требованиям ФГОС. Программа направленна на развитие творческих способностей, вокальных данных и общего музыкально-теоретического образования учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI Материально-технические условия реализации программы
VII Списки рекомендуемой методической и учебной литературы
Список рекомендуемой методической литературы;
Список рекомендуемой учебной литературы;
Дополнительные дидактические материалы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Народное песенное творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет «Народное песенное творчество» является одним из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное песенное творчество» непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества;
воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Программа ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;
осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе.
Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
2.Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся
Срок реализации учебного предмета «Народное песенное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Народное музыкальное творчество»:
Срок обучения
4 года (1-4 классы)
Максимальная учебная нагрузка
262 часа
Количество
часов на аудиторные занятия
131 час
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
час
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Для учащихся 1-4 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» предусмотрены один раз в неделю по 1 часу.
5.Цель учебного предмета
Целью предмета является развитие музыкально-творческих
способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.
Задачами предмета являются:
освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
обучение разнообразным видам художественной деятельности как
приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;
6.Обоснование структуры учебного предмета «Народное песенное творчество»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Этапы обучения
Этапы обучения
Возраст
детей
Срок
реализации
Задачи
Подготовительный (1-й класс)
6-9 лет
1 год
«Вхождение» в народное искусство. Знакомство с материнским фольклором, народным календарём, обрядами и обычаями.
Начальный
(2-й класс)
7-10 лет
1 год
Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.
Основной
(3-4 классы)
8-12 лет
2 года
Формирование устойчивого интереса к народному творчеству. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Знакомство со всеми жанровыми группами песенного и инструментального
фольклора.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося.
Первый год обучения
№ п/п
Тема
Количество
часов
1.
Народный календарь, осень. Темы: осенние хлопоты; встреча осени, осенины; возжигание нового огня; равноденствие, рябинник.
4
2
Быт и уклад. Темы: труд в поле и дома; осенние заготовки на зиму.
2
3.
Материнский фольклор. Темы: колыбельные песни; пестушки, потешки и прибаутки.
4
4.
Музыкально-фольклорные игры.
6
5.
Народный календарь, зима. Темы: обычаи и обряды Святок, Рождества; колядования и ряжения; масленица
4
6.
Быт и уклад. Темы: дом - изба и терем, части дома, домашняя утварь. Предназначение украшения жилища
4
7.
Народный календарь - весна. Темы: обычаи и обряды весеннего земледельческого календаря; жаворонки; равноденствие; Егорий - вешний.
4
8.
Быт и уклад. Народный костюм. Русские народные ударные инструменты
4
Всего
32
Второй год обучения
№ п/п
Тема
Количество
часов
1.
Народный календарь - осень. Темы: осенние обряды «Дожинки», «Последний сноп»; приметные деньки народного календаря (новолетие, «журавлиное вече», равноденствие, покров, ледостав и т.п.)
4
2.
Быт и уклад. Темы: русская свадьба, свадебная игра. Фольклорная композиция «кукольная свадебка».
Народный календарь - осенние традиции и обряды. Темы: обряд «Похороны мух», Воздвиженье, третья встреча осени, окончание уборки урожая, капустники. Фольклорная композиция «Капустник».
4
2
Быт и уклад. Жилище и утварь Темы: Региональные различия русской деревенской архитектуры; орудия труда земледельца, народные промыслы, русская игрушка (тряпичная, соломенная, деревянная и глиняная).
4
3
Музыкально-фольклорные игры.
4
4
Жанры народной музыки. Темы: лирическая протяжная песня, шуточные и плясовые песни, русская частушка. Народные инструменты - гармони.
4
5
Народный календарь - зима. Традиции святых и страшных вечеров. Святочные посиделки, целовальные игры. Фольклорная композиция «Раз в крещенский вечерок».
4
6
Семейные праздники и обряды. Темы: родины, крестины, именины, свадьба, проводы в рекруты, похоронный и поминальные обряды.
4
7
Быт и уклад. Народный костюм. Региональные особенности народного костюма
2
8
Народный календарь - весенне-летний цикл. Темы: первый выгон скота - Егорьев день (Георгий Победоносец), Троицкая неделя, Иван Купала.
4
9.
Фольклорные традиции своего региона.
3
Всего:
33
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Народное музыкальное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
-знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
знания музыкальной терминологии;
умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
владение навыками записи музыкального фольклора;
умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации).
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения.
Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры.
График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану.
Содержание аттестации
приметы народного календаря,
-народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла,
-семейно-бытовые обычаи и обряды,
-жанры устного и музыкально-поэтического творчества,
-классификация народных музыкальных инструментов,
-быт и уклад жизни русского народа.
2.Критерии оценки
(«удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.
(«хорошо») – ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный.
(«отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Методическое обеспечение учебного процесса
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»:
рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);
слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;
практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора;
постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану;
музыкально-фольклорные игры;
посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;
посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.
Особенности программы «Народное песенное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технические условия реализации программы «Народное музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями.
Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает:
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/ фортепиано.
-учебные парты/столы;
-звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер);
библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VII СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
1.Андреева М., Шукшина 3. Первые шаги в музыке. - М.,1993
2.Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1-10. - М., 1991-1994
3.Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.М., 1986
4.Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. - М., 1992
5.Картавцева М. Школа русского фольклора. - М., 1994
6.Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина», 2002
7.Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002
8.Некрылова А. Круглый год. - М., 1991
9.Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999
Список рекомендуемой учебной литературы
1.Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука», 2005
2.Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991
3.Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953
4.Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М., 1996
5. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. - М.,1996
6.Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987 7.Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. - М., 1985
8.Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. - СПб, 1996
9.Костюмы Курской губернии. Курск, 2008
10. Науменко Г. Фольклорная азбука. - М., 1996
11.Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994
12.Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. - М., Школьная Пресса, 2001
13Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. - М., 1992
Дополнителъныге дидактические материалыг
Видео- и аудиоматериалы:
аудио записи этнографических исполнителей и коллективов;
телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»;
телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»;
экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей.