Просмотр содержимого документа
«Пути развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках музыки»
Пути развития познавательной и творческой
активности учащихся на уроках музыки
1. Развитие воображения – творческие способности
Сама способность творческого развития человека предполагает наличие двух элементов: накопленного культурного достояния человечества, в области искусства, и способности
«нарушить” сложившийся стереотип отношения к нему.
2. Познавательный интерес
Поэтому на занятиях необходимо органически сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую. при этом поисковость, творчество детей важны не в конечном результате. Самостоятельную ценность имеет эвристический процесс, как способ организации духовного развития. В этой связи организационным стержнем уроков музыки должно стать целостное художественное восприятие
Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия.
3. Игровая деятельность (ритмопластика и театрализация, импровизация на инструментах)
Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я в своей практике активно использую игровые формы работы.
Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Применяются самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая и суть, и терминологию.
Программа по музыке предусматривает игру на детских музыкальных инструментах на уроке музыки. Их использование вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей.
4. Творческие задания (тестирование на уроках, музыкальная разминка и т. д.)
1. Инсценируй песню или инструментальное произведение.
2. Разукрась, нарисуй
3. Составь и реши кроссворд по пройденному материалу
4. Составь и реши тестовые задания
5. Найди крылатые выражения о композиторе
6. Нарисуй свои впечатления по прослушанному произведению
7.Угадайки, Верно-неверно, Да-нет
8. Установи взаимосвязь между эмоциями и музыкой
9. Сочини музыкальную сказку
10. Игра «Убеди несознательного»
11. Составь презентацию
12. Музыкально-интеллектуальная разминка
13. Напиши сочинение по прослушанному произведению с использованием средств музыкальной выразительности
9. Вокально-хоровое творчество
Большое значение в работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции играет вокально-хоровая работа. Для решения первой задачи, на своих уроках можно применять различные составляющие музыкальной терапии, такие как вокальные упражнения, игры, попевки и упражнения на развитие дыхания, скороговорки, музыкально – двигательные упражнения.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
10. Восприятие музыки
При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем, при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование музыкальной культуры учащихся 5-6-х классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а, также, на субъектный опыт ребят.
На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно - познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
11. ИКТ
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ИКТ дают возможность:
• повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
• расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
• увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
• обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
• помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
• активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
• активизировать умственную деятельность учащихся.
12. Интеграция (межпредметные связи)
Одним из резервов повышения мотивации учебной деятельности школьников может быть рациональное использование межпредметных связей. Источник любого искусства – сама жизнь.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. (Художник, режиссер, журналист, поэт и т. д.)
13. Заключение
«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает». (Б. В. Асафьев)