Просмотр содержимого документа
«Работа над этюдами с учащимися младших классов»
МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»
Выполнил:
преподаватель по классу
фортепиано
Воробьёва Л. П.
П Л А Н
Введение.
1. Этюды в музыкальной школе.
2. Выбор этюдов.
3. Упражнения и способы изучения этюдов.
Заключение.
Разностороннее обучение игре на фортепиано предусматривает постоянную работу над техникой. В гаммах и упражнениях вырабатывается «сырая» техника, которая затем развивается и отшлифовывается в этюдах и пьесах. Учебные или инструктивные этюды (сюда мы можем отнести этюды Черни, но не Шопена), занимают промежуточное положение между упражнениями и пьесами. Если упражнения строются на одной форме, то в этюдах формы сочетаются и варьируются. Кроме того, в этюдах есть маленькое содержание.
Игра этюдов предполагает большее внимание в преодолении технических трудностей, чем игра пьес. Этюды требуют большей тонкости технического искусства, чем упражнения. Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащихся точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Чёткая равномерная пульсация обуславливает столь же чёткие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Метроритм служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и более точным игровым ощущениям. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед учащимися разнообразные артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое включение пианиста будет активизировано. Работа над этюдами не только укрепляет пальцы, вырабатывает чувство ритма, но и способствует развитию ровности звучания, хорошему ощущению клавиатуры. Поэтому этюды должны занимать большое место в репертуаре учащихся школ. Трудность этюдов должна быть больше, чем в пьесах, чтобы в пьесах больше внимания уделять художественной стороне произведения, особо не отвлекаясь на техническую. Работу над каждым этюдом нужно доводить до конца, тщательно отделывая его. Этюды нужно накапливать. Желательно, чтобы к концу полугодия и года ученик смог сыграть подряд все пройденные этюды. Это, во-первых, укрепляет память, во-вторых, выносливость, в-третьих, остроту переключения с одного вида техники на другой, в-четвёртых, все виды техники будут в двигательной памяти. Полезно по несколько раз подряд играть один и тот же этюд-это помогает выработать внимание, выдержку, выносливость. В начальных классах музыкальной школы изучаются этюды Гнесиной, Гедике, Гольденвейзера, Шитте, позднее добавляются этюды Лядова, Глазунова, Аренского. Эти этюды вплотную подводят к освоению техники русской и современной фортепианной литературы. С другой стороны, необходимо изучать этюды западно-европейских композиторов (Клементи, Черни, Крамер), так как в них содержатся технические формы конца 18-го — начала 19-го веков. Нужно также изучать этюды эпохи романтизма (Мошковский, Мошелес) и современных композиторов.
Выбирать этюды ученику нужно по линии наибольшего сопротивления, подтягивая его слабые стороны. Для правильного подбора этюдов нужно учитывать такие моменты, как величина рук, растяжение пальцев и степень их технической подготовленности. При работе над этюдами нужно обращать внимание на качество звучания, фразировку. Уже в самом начале работы ученик должен уметь проанализировать этюд. Во-первых, выяснить музыкальный смысл этюда (например, на арпеджио, трель, мордент), во-вторых, выяснить характер звучания (где легко сыграть, где крепкими пальцами), в-третьих, увидеть и распознать членение мелодических линий и вывести цельность фразировки (членение на фразы, выявление кульминации помогает определить места, где на спадах можно дать отдых рукам), в-четвёртых, установить тонально-гармоническое развитие для лучшего усвоения и срабатывания психологического момента (если в каком-то эпизоде представить, например гамму Ре мажор, то легче будет запомнить и сыграть), в-пятых, выяснить соотношение партий правой и левой рук. Позаботиться о синхронной игре рук, а для этого необходимо точно установить вертикаль между руками.
Работу над этюдом начинаем в медленном темпе, ухо должно контролировать каждую ноту. Выбираем аппликатуру для быстрого темпа-тщательное продумывание позиций помогает ученику в поисках нужной аппликатуры. Переход к более быстрому темпу осуществляется укрупнением пульсаций: сначала акцент делается на каждую восьмую, затем на каждую четверть, потом на пол такта, на такт, дальше мысль на фразу, на две фразы, на страницу-таким образом темп естественно будет сдвигаться. Когда ученик начинает сдвигать темп, он должен понимать, что надо играть легче. Часто причина неудачи кроется в том, ребёнок не может снять вес в руке и оттого, что руки давят на клавиши, пальцы не могут быстро бегать. Попробовать поучить этюд беззвучно в спокойном темпе. Также полезны следующие способы изучения этюдов:
1. Варьирование силы звука и артикуляции, то есть там, где написано форте надо поиграть пиано и наоборот, а также изменить штрих, например, где легато-поиграть стаккато.
2.Транспонирование (можно части этюда) в более неудобные для игры тональности с сохранением аппликатуры.
3. Игра в разных темпах.
4. Ритмическая группировка, изменение акцента.
5. Метод удвоения. Способ с удвоением имеет целью тренировку тех пальцев, которым трудно, которые в силу своих фактурных особенностей должны играть самостоятельно, без помощи рук.
6. Метод вычленения путём прибавления от конца к началу.
7. Перенос этюда в другой регистр (более неудобный для игры). Добиваться того же качества звучания.
8. Поиграть специально выделяя какую-то руку.
9. Изменение метро-ритма: игра с точками в разных видах, с остановками. Игра с точками применяется для активизации пальцевого удара.
10. Изменение штриха: там, где в нотах написано легато поиграть пальцевым стаккато.
11. Игра разными штрихами: две ноты легато-две стаккато.
12. Метод перегруппировки слуховой линии позволяет увидеть более удобные прямые линии (чтобы было удобно на поворотах). Можно между группами делать остановку.
13. Можно попробовать поменять партии рук: то что написано для левой руки пусть поиграет правая и наоборот.
14. В октавных и аккордовых этюдах полезно поиграть репетицией каждую октаву или аккорд по три-четыре раза.
Но, естественно, все эти рецепты нельзя затолкать в один этюд. Каждый конкретный этюд должен иметь конкретные упражнения. Также и выбор упражнений для конкретного ученика индивидуален, как и выбор этюдов. Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный результат. Работа над упражнениями имеет большое значение, как в период начального обучения, так и на последующих стадиях развития пианиста. Начинающему пианисту упражнения не только помогают развивать технику, но и в то же время помогают сохранять и совершенствовать достигнутые результаты. Работая над упражнениями, нужно помнить, что техническое и музыкальное развитие неразрывно связаны между собой и должны протекать одновременно. Техника пианиста не может развиваться без участия интеллекта. Работа, в которой не участвует сознание, остаётся безрезультатной. При игре упражнений необходим постоянный слуховой контроль: играть их нужно сосредоточенно, всё время следя за качеством звука. При игре упражнений нужно уделять много внимания музыкальной стороне их исполнения. Главное в игре этюдов-стабильность. Забывание этюдов наизусть происходит от того, что ученик мало смотрит в ноты и не думает при игре. Чтобы восстановить в памяти произведение необходимо поиграть в очень медленном темпе; проиграть его в голове, в уме; остановить ученика и попросить сыграть с любого места.
Уже в младших классах становиться возможным использовать относительно разнообразную пианистическую фактуру. В репертуар учащихся включаются этюды на элементы гамм, арпеджио, аккордов. Большое внимание следует уделять этюдам с развитой красивой мелодией незаменимым в выработке напевного легато. В начале обучения этюды исполняются в спокойных темпах. Слишком раннее форсирование беглости вызывают «зажатость» и тряску рук. По мере продвижения учащихся возможен переход к относительно подвижной игре.
При изучении этюдов первое требование-грамотный разбор текста. Сюда входят не только верные ноты, аппликатура, счёт, но и понимание фразировки. Здесь ученики сразу же должны находить правильные объединяющие движения. Первоначальный темп-медленный, но не слишком. Прибавление темпа осуществляется постепенно. Принцип работы на этом этапе трёхчастный: игра целиком-работа над деталями-игра целиком.
В младших классах необходимо уделять большое внимание важным элементам техники-гаммам и арпеджио. Для работы над ними используют различные этюды, в первую очередь Черни. Большинство многочисленных этюдов этого автора служит развитию мелкой пальцевой техники-быстроты, ровности и отчётливости исполнения. Многие этюды Черни не лишены и художественных достоинств.
В каждом классе учащийся должен пройти значительное количество этюдов, самых разнообразных по своим техническим и художественным задачам. Нужно стремиться привить ученику интерес к работе над этюдами. Для этого полезно проводить конкурсы на лучшее исполнение этюда. Всё это стимулирует интерес к вопросам техники и развивает различные её виды. Важно, чтобы работа над этюдами дополняла изучение художественных произведений: подготавливала к преодолению трудностей технического характера.
Список используемой литературы:
1. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста. Издательство «Музыка», Москва, 1973, 141 страница.
2. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. Москва. «Музыка», 1985, 136 страниц.