МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
г. Иваново
Тема урока: «Святые земли русской.
Александр Невский».
Конспект разработала:
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
Аннотация к уроку музыки 2 класс «Святые земли русской»
Данная разработка урока предназначена для 2 класса во 2 четверти (по программе
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве.
Задачи урока:
1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства;
2) развивать умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского.
Электронный адрес: ptvkzbvbh@mail.ru
№12 урок «Святые земли русской. Александр Невский».
Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве.
Задачи урока:
1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства;
2) развивать умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского.
Ход урока:
Сегодня наш урок посвящён мужеству, доблести, славе.
Ведь у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.
И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее.
Я сейчас говорю об Александре Невском (1220 – 1263). – Слайд №2
Чтобы ответить, слушайте внимательно:
«Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.
В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.
Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино».
(ответы ребят)
Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем!
Русский композитор С.С.Прокофьев - Слайд №3 - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».
Слайд №4 - Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.
Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.
Итак, выяснили, что Прокофьев написал очень крупное произведение в честь Александра Невского.
А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?
Какой у него характер? (ответы-предположения детей)
Посмотрите на слайд – Слайд №5
(первый образ - покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости)
(второй образ - гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный).
Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты.
1 фрагмент называется «Песня об Александре Невском» - в исполнении хора.
О чём рассказывает фрагмент?
Как музыка передаёт характер Александра Невского?
Один характер или несколько?
Как звучит музыка?
Ребята отвечают на вопросы после прослушивания номера.
(Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах, несколько характеров).
А сейчас услышим второй фрагмент: называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора. Слайд №6 (хор звучит по щелчку)
(характер меняется, три части)
А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на слайде №7.
Какими слова из хоров можно назвать эти картины? А мы послушали «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».
Какой хор подходит к картине на стр. 42, где молится наш герой?
Какой хор к картине на стр. 43?
Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.?
В заключении нашего урока, давайте исполним весь хор из кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские!»
Исполнение хора под музыку. Там, где звучат колокола, ребята движением руки имитируют удары колокола.
Слайд №8 - Итоги урока:
Ребята, что вы узнали сегодня на уроке?
Чем прославился Александр Невский?
Почему его прозвали Невским?
Кто посвятил ему своё произведение?
Что такое кантата?
Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке?
Домашнее задание: Нарисуйте Александра Невского. Какой он в вашем воображении.
Вы сегодня – слайд №9 – Молодцы!
Использованная литература:
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.
Ссылки:
http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/10/23/011.jpg А.Невский
http://protown.ru/pic/ruk_alexandr_mevsky_14.jpg А.Невский
http://s017.radikal.ru/i405/1110/db/a794c19c3cff.jpg
http://img11.nnm.ru/3/5/5/4/b/56cb5f6063a20511080d4461921.jpg
http://www.cultandart.ru/uploads/posts_meta/content_pics/post-4ze3ziebet2b8sr3tfyz.jpg Прокофьев