Цели урока: Формирование музыкального образа и средства его воплощения.
Образовательная: формирование навыков и умений для воплощения музыкального образа.
Развивающая: развитие интереса к изучению средств воплощения музыкальной картины, расширение общего кругозора.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, развитие образного мышления, развитие творческого отношения к занятиям музыкой.
Наглядность: нотный материал, видеофрагменты для просмотра, наглядные пособия.
Оборудование: готово – выборный баян, пюпитр, ноутбук.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный метод обучения, показ на инструменте, работа с наглядным материалом.
Ход урока:
Организационный момент: приготовить ноты, подготовить инструмент, приготовить фрагменты видео на ноутбуке, учащаяся должна быть разыграна. Учащаяся Шакенова Гульжан.
Опрос домашнего задания: урок планируется начать с прослушивания домашнего задания – С. Рахманинов «Итальянская полька» штрихи, смена меха, соблюдение написанной аппликатуры.
Новая тема: далее урок планируется продолжить с разработки темы урока, постановки и реализации поставленных задач. Работа планируется над произведением Вл. Золотарёва «Детская сюита», следует прослушать произведение, представить образы, характеры. Произведение циклическое, состоит из 5-ти частей. Каждая часть имеет своё название, образ, характер. I часть «Скоморохи при дворе» - шутливая, комичная. Образ достигается за счёт синкопированных акцентов, острых штрихов, контрастной динамики. Необходимо поработать над контрастом между f и p, очень легким касанием клавиш при штрихе staccato, акценты выделять рывком меха. II-я часть «Машенькины вздохи» - очень мелодичная. Следует поработать над crescendo и diminuendo имитирующие вздохи. В средней части научиться напрягать мышцы правой руки для получения вибрато без последующего зажатия.III часть «Шут на гармонике играет» - в которой имитируется игра на детской гармошке. Следует поработать над ровностью тремоло, избегая напряжения левой руки. IV часть – «Диковинка из Дюссельдорфа». Для ясности выражение музыкального образа необходимо добиться очень лёгкого исполнения штрихов. V часть - «Марш солдатиков» изображает игрушечный военный парад. Вступление – фанфары, необходимо добиться синхронного звучания аккордов имитирующих трубы. Основная часть – следует утяжелить левую руку за счет выдержанных басов, а в правой руке очень четко исполнять партию. При этом передать образ поможет динамика на forte. Очень интересно здесь изображен шаг строя солдат. Для имитации ухода парадного строя необходимо добиться очень четкой смены меха и постепенного diminuendo до полного затихания звука. Далее планируется проиграть всё произведение целиком, добиваясь при исполнении соблюдения чёткой контрастности, яркой выраженности образов и характеров.
Домашнее задание: задание на дом носит закрепляющий характер. Обязательная работа над динамикой, приёмами игры мехом, штрихами – необходимыми для точной передачи музыкальных образов.
Оценка: в конце урока будет выставлена соответствующая оценка.