Просмотр содержимого документа
«Урок по сольфеджио "Путешествие в королевство Гармонии"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Первомайская детская школа искусств»
Первомайского района Тамбовской области
«Путешествие в королевство Гармонии»
(4 класс)
Конспект открытого урока
по сольфеджио
Подготовила:
преподаватель
Тверитнева Т.И.
р.п. Первомайский
февраль 2017 г
Цель урока: показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
Задачи:
знать основные закономерности гармонического языка;
знать теоретические правила построения аккордов;
владеть навыком грамотной записи аккордов;
уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
владеть навыками слухового анализа.
Оборудование:
Фортепиано;
Доска с магнитами.
Наглядные пособия:
Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Нотный материал:
«Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)
4 класс ДМШ. И. Плейель. Сонатина D dur.
Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональная настройка обучающихся. Преподаватель знакомит с темой урока, раздаёт стихи.
2.Беседа о гармонии.
Преподаватель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Преподаватель:
А что такое аккорд?
Ученики:
Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.
Преподаватель:
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Преподаватель:
- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».
Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
(Учащиеся поют, преподаватель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы).
Преподаватель:
- Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.
(Преподаватель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных - паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней).
3.Повторение основных закономерностей гармонического языка.
Преподаватель:
- Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S.Повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
- Общие звуки аккордов остаются на месте.
- Трезвучия применяются в обращённом виде.
4.Гармонический анализ нотного текста.
Преподаватель:
- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, (композитор И.Плейель).
(Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины).
Преподаватель:
- По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.
(Ученики выполняют задание).
Преподаватель:
-Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?
Ученики:
- Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.
- Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.
- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T( Т-S-K6/4-D-T)
(Преподаватель вместе с учениками проверяют правильность выполнения гармонического анализа).
5.Слуховой анализ.
Преподаватель:
- А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
(Преподаватель играет аккордовую последовательность
Т53 – D6 – VI53– S6 – К64 – D6 – T53).
Преподаватель:
- Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, исправляем ошибки, расписываем нотами и поём по голосам.
(Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность. Поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют «змейкой»: первый аккорд – снизу вверх, второй – сверху вниз и т.д.).
6.Вокальная импровизация.
Преподаватель:
- Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
(Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя).
Стихи
Мне вчера на именины
Подарили пианино
Я для папы и для мамы
Целый день играю гаммы
Преподаватель:
- Кто хотел бы показать, что получилось?
( Один ученик играет, другой поёт.
Выбираем лучший вариант).
Преподаватель:
- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии.
Домашнее задание:
а)на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш;
б)написать цепочку аккордов с кадансовым оборотом в Ля мажоре.
Литература
Николаев А.Н. Школа игры на фортепиано. Москва: изд-во "Музыка", 2002.