Просмотр содержимого документа
«Эффективные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Современные приемы формирования
функциональной грамотности
в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
1 слайд-2 слайдФункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками, ребенок узнает новые знания.
Для формирования функциональной грамотности используются такие педагогические технологии, как технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Я взяла для примера несколько разделов функциональной грамотности.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Приемы развития математической грамотности:
1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.): Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.
2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Терминал.
2. Магазин «Продукты».
3. Аптека.
4. Магазин «Зоотовары».
5. Магазин «Спорттовары».
6. Магазин «Всё для рукоделия».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Приемы развития читательской грамотности:
1.Тренинги для развития быстрого чтения. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка», мнемотаблицы(слайд) и др.
2. Нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты…)
3.Технология критического мышления (работа с деформированным текстом).
Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.
Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Приём «Хорошо - плохо»слайд
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
слайд
- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.