Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Хлеб"»
Классный час на тему «Хлеб».
Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, культуры поведения, речи, нравствен –
ных качеств, умения слушать друг друга, анализировать.
Оборудование: плакаты о хлебе, пословицы, каравай, оборудование для чаепития, макет
кусочков хлеба.
Участники: учитель, учащиеся, родители.
Учитель: Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто…
Вырос он под синим небом
И пришел на стол он…(хлебом)
- Что мы называем хлебом? О каком хлебе идет речь в загадке?
- Хлеб! Какое привычное и все – таки необычное слово! Им называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?
1. Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели,
Мы говорим: “Хлеб!”
2. Золотой простор бескрайний –
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб!”
3. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб!”
4. Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: “Хлеб!”
5. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
6. Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
7. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
8.В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Учитель: Вот такое коротенькое, но емкое слово – хлеб. Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом – то как раз начинается рассказ…
Инсценировка.
(Комната. Стол, накрытый к чаю. За столом – Рома и бабушка. Стук в дверь. Пришел сосед Илья Петрович. В руках кулек, там несколько грязных кусочков хлеба.)
Сосед: Это из вашего окна выбросили?
Бабушка:(внуку) Набедокурил – не прячься! Выйди и извинись!
Сосед: Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик обидел не меня, а многих людей.
Рома: Как это?
Сосед: А вот так. Садись и слушай. Чтобы этот хлеб на стол положить, сначала надо было…
Рома: Купить его в булочной!
Бабушка: Э, нет! До этого еще далеко. Много тысяч лет назад люди увидели, что если обранить зернышко, то на следующий год оно вырастет и принесет уже несколько семян.
И они решили: а почему бы тогда их не сеять специально? С той поры все и началось. Люди также догадались о том, что зернышки любят мягкую, влажную землю.
Сосед: Да, недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны 4 силы – солнце, дождь, земля и честный труд.
9. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Бабушка: Вот по радио об этом – то как раз начинается рассказ. Рома, слушай внима –
тельно!
10. Под луной блестят поля,
Спит кормилица – земля.
Белокрылые метели
Колыбельную ей спели.
Приукрыли снеговым
Одеялом пуховым.
11. Спит земля…
А что ей снится?
Снится спелая пшеница.
Ну а людям не до сна:
Приходи скорей, весна!
Учитель: Дети, а как вы думаете: чем занимаются люди на снежном поле?
12. А в это время
Агроном в халате белом
Занят важным делом:
Проверяет семена.
13. А затем и сеялка – машина
Важным делом занята:
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна.
14. Много людей занято на поле во время созревания пшеницы: они пропалывают, удоб –
ряют, поливают.
15. Продолжается рассказ.
Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Вот и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Бабушка: А потом зерно поступает на хлебозаводы, где из него делают вначале муку, а уж только потом пекут хлеб. Теперь, Рома, ты понял, скольких людей обидел?
Рома: Я все понял. А давайте я вас своим любимым мороженым угощу?
Сосед: Э, нет! Это ты любитель мороженого. Но постоянно есть его надоедает. А вот хлеб мы едим всю жизнь, и никогда он нам не надоест!
Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову хлеб. Это слово – жизнь.
Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 грамм, а остальные жители – 125 грамм. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, отрубей и других примесей.(показ макета кусочка хлеба) И все – таки он помог ленинградцам выстоять.
Они получали помощь с “большой земли” по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ назвал ее “Дорогой жизни”
16. В дыму ленинградское небо.
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба – 125 грамм.
Учитель: 641.803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: “Доченька, если б могла дать его тебе тогда…”
Давайте почтим память погибших тогда минутой молчания.
Бабушка: Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся!
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.
17. Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая, сказала,
Что это привычка плохая.
18. Тогда из фанеры
Я сделал кормушку.
В нее докрошил я
Ржаную горбушку.
19. И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита, синички!
Учитель: А вы, ребята, как относитесь к хлебу? Как понимаете слова:
Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
Рома: Больше никогда ни крошки не выброшу!
Учитель: А сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы о хлебе.
(Пословицы напечатаны на листах и разрезаны пополам.)
- Горька работа да…(хлеб сладок)
- Хочешь есть калачи…(не сиди на печи)
- Догулялись мужики…(нет ни хлеба, ни муки)
- Доплясались, что…(без хлеба остались)
- Каравай хлеба не…(свалится с неба)
- Не будет хлеба - …(не будет обеда)
20. В слове народная мудрость таится,
Вот что в народе у нас говорится:
Коли ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал.
Учитель: Хлеб – это торжественное почетное угощение для дорогих гостей.