kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная композиция посвященная 120-летию С. Есенина и презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная композиция была проведена на классном часе.Главной задачей данного мероприятия было то, чтобы в  доступной форме познакомить детей с творчеством поэта.В материале содержаться небольшие биографические данные. Но большую часть занимает анализ стихов о Родине, о природе, о любви к животным. Дети готовили текст, учили стихи. На мероприятие были приглашены родители.По результатам выразительного чтения были вручены грамоты и сертификаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«литературная композиция посвященная 120-летию С. Есенина и презентация »

Вечер, посвященный Есенину.

Ведущий 1. : В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполнилось 120 лет (показывает на плакат 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года). Первая дата рождения, вторая смерти поэта. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Это много или мало? В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.(Слайд 1)

Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждает изречение “Жизнь ценится не длину”. Поэт дал своему народу целый мир, который живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – России.



1-й чтец.

Гой, ты Русь, моя родная, хаты в ризах образа…
Не видать конца и края – только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю! –
Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою”



Ведущий 2 : Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской, зажиточной семье. Детство поэта прошло у родителей. “Среди мальчишек я был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах” - вспоминал он о своем детстве.(Слайд 2)

2-й чтец

Худощавый и низкорослый, средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная дерзкая сила на стихи мои пролилась.
Золотая словесная груда, и над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль забияки и сорванца.



Ведущий 3 Поэт вспоминает “Стихи я начал писать рано, лет с 9-ти, но сознательное творчество я отношу к 16-17 годам” (Слайд 3)

О Русь – малиновое поле и синь упавшая в реку, – 
Люблю до радости до боли твою озерную тоску.



Ведущий 2 Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением. “Россия …Какое хорошее слово… и “роса”, и “сила”, и “синее что-то”. Слово Русь была для него любимым словом.

3-й чтец

Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай, 
Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой

(Слайд 4. Фонограмма звуки насекомых и птиц летнего дня )

4-й чтец“Спит ковыль”

Спит ковыль. Равнина дорогая, и свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь.
Свет луны таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля.

(Слайд 5. Фонограмма звуки улетающих журавлей.)

Ведущий 1 Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины, в него всегда “вкраплен человек”. Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Его край Вселенная – совсем близкая земля, обжитая, воспетая в народных песнях, согретая солнцем и домашним теплом. Это сказ старика и “дрёмная песня”, звуки и картины сливаются в одно целое. От фольклора в поэзии Есенина часто очеловечивание природы – жизни растений, птиц, животных.

Есенин обладал исключительной способностью улавливать таинственные разговоры птиц, зверей и растений, понимать разноязычие природы, красоту скромных, ничем не потревоженных крестьянских изб, затерявшихся среди лесов и полей.

Ведущий 2 Поэзия Есенина скреплена с окружающим миром, насыщена земным содержанием, пронизана крестьянским бытом. Природа служит человеку, человек по-хозяйски к ней относится. В ранней поэзии Есенина нет ярких красок. У него все цельно, просто и точно. В пейзаже – душа поэта и глаза народа. Сотни раз воспетая луна бросает свой отсвет на дремлющий крестьянский мир, на окружающую природу, наполняя новыми красками.(Слайд6)

Месяц и солнце не просто украшают природу, один и тот же образ (например, луна) обрастает множеством значений, приобретает все новые оттенки. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и “запрягается в сани”.(стихотворение )

Ведущий 3 : Одно из первых стихотворений Есенина, появившихся в печати, называлось “Пороша”. Для Есенина зимний день с порошей – явление необычайно красочное и в то же время обыденное. В обыденности, в деревенской повседневности тоже есть своя скромная прелесть. Пороша малюет, раскрашивает бор, одевает деревья в кружева. Нужно было обладать тонкой наблюдательностью, чтобы ничем особенно не примечательное явление превратить в пышную картину русской зимы.(Слайд 7)

Пороша” .

(Фонограмма бег лошади с санями.)

Ведущий 3

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс. В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры. Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”. Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

Зима” (Слайд 8)

Ведущий 2  А вот другая картина природы. “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге” — природа в стихах С. Есенина чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой. Природа не просто живая — она сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом, “потому что тот старый клен головой на меня похож”, и клен становится сквозным и самым любимым образом есенинской лирики, при этом очеловеченным настолько, что даже оговаривать приходится: “на одной ноге”, как если бы речь шла о человеке

Клен”

Ведущий 2

Длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, оживляющие природу: осины, раскинув ветви, загляделись в розовую водь, август тихо прилег ко плетню, тополя уткнули по канавам свои босые ноги, закат обрызгал жидкой позолотой серые поля, курчавое облако напоминает барашка, луна – хлебную ковригу, а звезды – белокрылых ласточек… под окнами ревет белая метель – все это столь же естественно. Здесь нет и оттенка нарочитости. Сергей Есенин выразил “печаль полей”, любовь ко всему живому в мире и милосердие.

Ведущий 2: Сказочное изображение мира было для Есенина неотъемлемой чертой его поэтического мышления. Он преображал старинные поверья и создавал на основе живые развернутые картины.

Осень поэт сравнивает с “рыжей кобылой”, которая “чешет гриву”; месяц у него – серп; описывая это явление, как свет солнца, поэт пишет – “льется солнечное масло на зеленые холмы” и “Отелившееся небо, лижет красного телка”. А на земле реальные коровы стоят в хлеву.

В коровьем хлеву “покой и дрема”. Но и там своя жизнь, своя “немая музыка”. Коровы жуют ячменную солому, солома свисает с коровьих губ и “охает”: “…и нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров”.

(Слайд 9) Фонограмма звуки мычания коровы).

Корова”.

Ведущий 2:Звуки “ячменной соломы” входят в оркестровку стиха, звуки грудные, протяжные. В этом “ох” (“охает”) – “кивливый” коровий язык, который понятен поэту.

 Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью – любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах Есенина они наделены почти человеческими чувствами. Они как бы родня человека. “И зверье как братьев наших меньших, никогда не бил по голове”, – писал Есенин. Появились снова новые стихотворения о животных: “Песнь собаке”, (Слайд 10)

Песнь собаке”

Ведущий 3 : Есенин любит все живое и всякая земная тварь, даже “испачканные морды свиней” удостаиваются в поэзии доброго слова. Декларации о животных во множестве рассыпаны в стихах.

Буду петь, буду петь, буду петь!
Не обижу ни козы, ни зайца……





В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.



Для зверей приятель я хороший, 
Каждый стих мой душу зверя лечит.



Ведущий 3 В “Исповеди хулигана” – “верный пегий пес”, ослепший от старости, с обвисшим хвостом. В другом стихотворении поэту припомнилась собака, которая в годы юности носила в ошейнике записки “к девушке ”. Собака давно околела, но в ту же масть встречает поэта “…молодой его сын”, “Мать честная! И как же схожи!” . Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных “братьев наших меньших”. Любовь к животным Есенин сохранил на всю жизнь. Например, “Песнь о собаке”. “Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег” Природные явления предстают у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Бессмертный природный дом наполнен мифическими существами, готовыми служить человеку.

Классный руководитель.(Слайд 11). Каждый русский человек знает песни на стихи Сергея Есенина. Это самый певучий поэт. Дорогие родители, давайте и мы сегодня на этом замечательном вечере споем маленький куплет из песни “Клен ты мой опавший” и покажем детям, что мы тоже знаем Сергея Есенина. (родители поют песню)

Сделать наш вечер было не просто. Легче всего подобрать и раздать стихи детям, затем отрепетировать с ними выступление. Самое сложное – это приготовить ведущих, так как именно они находились весь вечер в центре внимания слушателей. О Сергее Есенине написано много, но взрослым языком. Наша задача была все сложное превратить в простое и увлекательное. По-моему мы справились, правда, ребята, ведь вечер удался? Внимание, а теперь самое торжественное, вручение благодарностей и дипломов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
литературная композиция посвященная 120-летию С. Есенина и презентация

Автор: Канайкина Татьяна Васильевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 242033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства