Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
Статья предназначена для проведения родительского собрания в начальной школе.Родителям раскрываются особенности воспитания детей в младшем школьном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста»
Артамонова Е. В., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №358 Московского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста»
(из опыта работы)
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Вопрос о роли семьи и школы в воспитании младших школьников сегодня является одним из важных и приоритетных направлений. Семья и школа – это основные механизмы, от согласованных действий которых зависит процесс воспитания ребёнка. Трудности, которые ребёнок испытывает в обучении, причины и неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому вопрос о важности сотрудничества семьи и школы в воспитательном и образовательном процессе является наиболее актуальным.
«Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая - ее разносторонность. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Условия правильного семейного воспитания -рационально организованный быт, режим жизни в семье!
Воспитание и жизненный опыт, которые ребёнок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет на протяжении последующих лет жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Источник благополучия ребенка в семье, его правильное воспитание, счастливое детство – всё это исходит из родительской любви. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, ответственности, определённым моральным принципам., помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей основывается на уважении и любви детей к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета.
Немаловажную роль в воспитании младшего школьника играют взаимоотношения школа - семья - ребенок. Младший школьный возраст – это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает.
С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания ,сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав...», «Дети не захотели с тобой играть, потому что...», «А тебе такое отношение понравится?»
Постепенно у младшего школьника с формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В тоже время нельзя постоянно сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности.
У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого.
Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями.
Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой
Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение, даже если есть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители, но это не значит, что свои взрослые проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме.
Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила - всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.
Родители стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Однако многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей. Общение со сверстниками, улица могут оказывать отрицательное влияние: ребёнок усваивает язык улицы, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.
Дружба родителей и детей - это особые отношения, которые возникаютпри взаимном уважении, умении взрослых понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь - постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать о многообразии функций семьи, которые она выполняет, воспитывая своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоционально-волевую.
Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.