kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на методическом объединении учителей «Надпредметный курс «Мир деятельности» - недостающее звено при формировании УУД» из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы достичь результата, научить детей учиться,  для меня, как учителя,  принципиально важно построить структуру учебной деятельности - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» ученик в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в своей жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей «Надпредметный курс «Мир деятельности» - недостающее звено при формировании УУД» из опыта работы »

Слайд 1

«Надпредметный курс «Мир деятельности» - недостающее звено при формировании УУД»

Слайд 2

«Всякий новый век,

давая нам новое знание,

дает нам новые глаза»

Г. Гейне

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт можно назвать «новыми глазами» образования. Отличительная особенность нового стандарта системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося, формирование универсальных учебных действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной.


Слайд 4

Когда современный родитель приводит ребёнка в школу, то хочет, чтобы ребёнок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел определять приоритеты, ставить перед собой цели и добиваться их. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Чтобы достичь результата, научить детей учиться, для меня, как учителя, принципиально важно построить структуру учебной деятельности - ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» ученик в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в своей жизни.


Слайд 5

Для себя эту дорогу я нашла в программе надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ. Занятия по данному курсу лучше проводить в рамках внеурочной деятельности 1 раз в неделю.


Слайд 6

Автором курса является Людмила Георгиевна Петерсон.


Слайд 7

Основной целью курса «Мир деятельности» является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений, связанных с ними способностей и личностных качеств.

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому можно использовать элементы курса в предметных уроках, включать в классные часы или использовать во внеурочной деятельности. Следует заметить, что проводить занятия по данному курсу можно как с 1 класса, так и со 2-го года обучения.


Слайд 8

Курс состоит из четырёх содержательно-методических линий: организационно-рефлексивной, коммуникативной, познавательной и ценностной.

Основной линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию. Остальные три линии являются поддерживающими основную, но без них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта.


Слайд 9

На занятиях по курсу формирую и развиваю у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомлю с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, организационно-рефлексивная линия курса закладывает теоретическую базу для формирования регулятивных универсальных учебных действий. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.


Слайд 10

В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса знакомлю детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное они приобретают опыт совместной работы. В реальной практике не все педагоги любят применять групповую, парную работу на уроках. Многие учителя наивно полагают, если дать групповое или парное задание, то все пойдет само собой. На уроке очень часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе. Это происходит на мой взгляд, только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Данный курс формирует представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.


Слайд 11

Задача ценностной линии – сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни.


Слайд 12

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, учащиеся учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы.


Слайд 13

Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний. Смайлик – это образ ученика. Он делает первые шаги и помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.


Слайд 14

Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.


Слайд 15

Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.

На первом этапе учебной деятельности дети сами формулируют цель, что же им нужно узнать, и возникшую причину затруднения. Затем при помощи подводящих вопросов, исследовательских заданий дети сами открывают новое знание, создают эталон.


Слайд 16

Этот эталон фиксируется при помощи наклеек в учебном пособии и открыток, на обратной стороне которых ежедневно отмечается умение открытого знания.

Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков.


Слайд 17

Например: урок во 2 классе «Как самому построить новые знания». Задание для самостоятельной работы. Ребята самостоятельно составляли последовательность алгоритма построения нового знания. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась.

Для наилучшего понимания открытого знания включаем его в целостную систему. Затем подводим итог урока: вспоминаем, с каким затруднением встретились на уроке, какую цель поставили, смогли ли достигнуть поставленной цели, как это можем доказать (оставили эталон).


Слайд 18

В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха»:

Затем начинается основная работа. Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», мы с ребятами закрепляем и отрабатываем на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др. Например, однажды на уроке математики ученик моего класса, работая у доски, не мог справиться с решением выражения, мы с ребятами помогли ему. Нет, мы не выполняли задание за него.


Слайд 19

А всего лишь напомнили ему, как нужно относиться к затруднениям. Важно уметь спокойно относиться к затруднениям и их преодолевать. Ведь, преодолевая затруднения, люди в результате открывают для себя новое, важное и интересное знание. Ученик взял себя в руки, понял что он забыл, воспользовался эталоном «алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное» и сам выполнил задание.


Слайд 20

Для выявления уровня освоения формируемых УУД проводилось входное и итоговое тестирование, составленное Л.Г. Петерсон, и представляет собой набор вопросов и варианты ответов (пример перед вами).


Слайд 21

Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.


Слайд 22

На мой взгляд, в руках у нас – педагогов, появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия.

Могу отметить так же позитивный рост у учащихся не только в усвоении предметного содержания, но и возросший познавательный интерес, развитие личностных качеств и отношений внутри классного коллектива.


Слайд 23

Таким образом, сегодня, на мой взгляд, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.


Слайд 24

Существует расхожее мнение: будто мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хлебинская Оксана Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства