kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осеева В.А. рассказ "Почему?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осеева В.А. рассказ "Почему?"

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осеева В.А. рассказ "Почему?"»

Литературное чтение В.А. Осеева «Почему?»

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема урока

«В. Осеева «Почему?»

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

1. Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения. 2. Формировать основы анализа художественного текста

Тип урока

Закрепление.

Задачи

Предметные:
- овладеть приемами понимания прочитанного;
- уметь составлять план по прочитанному.

Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь контролировать свою деятельность при анализе произведения;
- уметь понимать и принимать учебную задачу урока.
Коммуникативные:
- уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;
- уметь слушать и услышать других;
- уметь излагать свои мысли при обсуждении прочитанного произведения.
Познавательные:
- уметь анализировать, обобщать, делать выводы по данной теме;
- уметь принимать и воспринимать прочитанное произведение.
Личностные:
- формирование у обучающихся чувства ответственности за свою деятельность;
- эмоциональный отклик на прочитанное произведение

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, в паре.

Образовательные ресурсы

Учебник, интернет-источники.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, раздаточный материал.













Этап урока

Деятельность учителя

Дети

1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)


Мне очень приятно видеть вас такими красивыми и готовыми к уроку.

Я думаю, что сегодня каждый из вас возьмет что-то важное в свою копилку знаний


Предлагаю заглянуть под стульчики и составить правила работы на уроке. На доску под знак + прикрепите те высказывания, которые пригодятся на уроке, под знак – те, которые на уроке не нужны (Прием «Стикер под стулом» Составляют правила работы на уроке. Выбирают стикеры, которые будут девизом работы на уроке, прикрепляют их на доску)

Составляют правила работы на уроке


2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы













Портрет Осеевой В.А.

-Разрешение многих проблем дети находят в книгах. Перед вами детские писатели. Назовите их фамилии? Слайд

- Я просила вас узнать интересные факты из биографии В. Осеевой.

( Ответы детей)

-Какие рассказы писателя вы уже читали?

- Назовите рассказы и главные мысли в них.

Все рассказы В. Осеевой учат вежливости, честности, уважению к людям.

слайд Ещё в XVI веке испанский писатель МигЕль де СервАнтес сказал: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? (о правде)

(слайд 4) Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.








волшебное слово, хорошее

Прием «Облако слов»

(Используя ключевые слова, формулируют учебные задачи)

- Рассмотрите изображение на слайде, какие задачи мы можем поставить перед собой?

Ребята, посмотрите, перед нами стоят непростые задачи, но я уверена, что мы с ними справимся без труда, так как вы очень внимательные, собранные и активные.

Продолжим знакомиться с произведением В.А. Осеевой, Дадим оценку поступков героев,

Читать, Объяснять, Находить главное

Работа над произведением















































Составляют картинный план (озаглавливают)













Выборочное чтение



















Прием «Найди ошибку»


Поработайте в паре, выполните Словарную работа (соедините неизвестное слово с его описанием)

1 пара, что такое) черепки́ - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия;

2 пара что такое) упрё́к - обвинение, высказанные кому-либо. или по отношению к кому-либо;

3 пара что такое)бахрома́ - тесьма с висящими с одной стороны нитями или любыми другими подвесками;

4) приоткры́тая - немного открытая;

5) забараба́нили – громко застучали;

6) брани́ть – резко порицать, ругать.


Выполним речевую разминку перед чтением произведения.

 – Хватает ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ «Почему?»

– В каких случаях задают вопрос «Почему»? Для чего его задают?

- Приготовьтесь слушать рассказ.  Ваша задача найти ответ на вопрос, почему автор так назвал рассказ.

 Я включаю вам аудиозапись рассказа «Почему?», а вы очень внимательно слушаете и следите за текстом в учебнике.  

Давайте проверим как хорошо вы поняли текст. Я задаю вам вопросы, а вы быстро на них отвечаете

-  Кто был в столовой?
Что делал мальчик и Бум?
Что висело над столом?
Что случилось дальше?
Кто пришел на звук разбитой чашки?
Что сделала мама, когда увидела разбитую чашку?
Как повел себя мальчик?
Как можно ее озаглавить?

Выполним разминку для глаз и продолжим чтение.

Дальше читаем текст цепочкой.

Вопросы:

Как мама отреагировала на разбитую чашку?
 Что чувствовал мальчик в этот момент?
Что делал Бум?
Почему мальчик испугался за разбитую чашку?
Как вы думаете, догадалась ли мама, кто разбил чашку на самом деле?
Как можно ее озаглавить?

Третью часть читает  учитель  

Что делал Бум?
О чем думал мальчик?
Что сделал мальчик?

 Что делал мальчик, оставшись один в комнате?
Как можно ее озаглавить?

4. - Читаем дальше. (Читают до конца.)
Что происходило с Бумом на улице?
Что сделал мальчик, услышав как капли забарабанили по окну?
Что сделала мама?
О чем думал Бум?
О чем думала мама?
О чем думал мальчик?
Чем заканчивается рассказ?

Как можно ее озаглавить?

 

Итак, мы разделили рассказ на части и озаглавили каждую из частей.  

Поработаем в группах, 1 группа работает у доски, другая на месте.

Возьмите конверты. Восстановите картинный план.

Выполните взаимопроверку.

Бум лежал на крыльце, положив на лапы глупую (умную) морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый шорох (звук), долетающий из дома. На голоса он откликался тихим лаем (визгом), стучал по крыльцу хвостом… Потом снова клал голову на лапы и шумно повизгивал (вздыхал).

Выполните самопроверку по эталону.

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)


Работают в парах























(это..Бум

Чашка разбилась

мальчик с собакой)










Бум наказан

Бум будет жить в будке


Ночью

Расстроенный лай



У каждого своё почему

Все дома

Признание сына




Физминутка

Прием «Хлопай-топай»

Если согласны – прыжок, не согласны – присели

Мальчик разбил папину чашку (+)

Собаку звали Бим.(-)

Мальчик сразу признался в том, что разбил чашку (-)

Мама взяла Бума за поводок и выставила за дверь (-, за ошейник)

Мальчик хотел пустить Бума в дом, но мама не разрешила (+)

Мама так берегла все папино (+)

Мальчику было стыдно и очень жаль Бума (+)

Ты бы свалил вину на своего друга?


Поработаем с текстом.

(запасной вариант)

Ответьте на вопросы предложениями из текста.

- Что произошло в столовой?

- Признался ли герой в содеянном?

- Как мама наказала Бума?

- Поверила ли мама мальчику, когда он сказал, что не он разбил чашку? Подтвердите словами из текста.

- Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?


Найдите описание природы перед грозой? (Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания)

Как же вел себя Бум, когда его выставили за дверь?



Индивидуальная работа

(восстанавливают логическую цепочку по содержанию )

Обман


Бум снова в доме

Разбитая чашка


Бум наказан

признание



Мучает совесть

легко на душе





Работа в группах

запасной вариант!

Ответьте на вопросы

1 ряд

О чём думал мальчик? Начните ответ со слова «Почему?»

2 ряд

О чём думала мама? Начните ответ со слова «Почему?»

3 ряд

О чём думал Бум? Начните ответ со слова «Почему?»

А как бы Вы ответили на эти вопросы?

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…


Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что мама хотела показать сыну, что ни в коем случае нельзя перекладывать свою вину на другого, тем более на того, кто не может объяснить и постоять за себя.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что думал, что ты очень расстроишься, не хотел тебя огорчать, ведь чашка – это память о папе. Я думал, что если я скажу, что это сделал, то ты не так сильно огорчишься.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что ты нашёл в себе силы признаться, хотя и видела, как нелегко тебе было. Ты у меня добрый и честный мальчик.

Ответы детей.

Работа в парах

(Запасной вариант)

Давайте прочитаем диалог матери с сыном. Стр. 67-68

- Чего ждала мама от сына? (что сын признается)

- Какими словами автор описывает состояние мамы? Сына?

- О чём говорят слова… (

  • Крепко обнял её за шею

  • Я перебил её, торопясь и заикаясь…

  • прижалась губами к моему лбу

  • лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши порозовели.



Несмотря ни на что любят друг друга)

Работа с пословицами (запасной вар)

Пословицы

• От человека утаишь, а от совести не утаишь.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Ошибайся, да сознавайся.

• Добрый человек добру и учит.

– Выберите из них ту, которая выражает главную мысль текста.



Рефлексия


– Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги

Мы работали с рассказом В.Осеевой. Чему научил нас рассказ? (говорить правду, слушаться свою совесть)

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли мальчика? (Нет).

- Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

- Какой вывод можно сделать? (Каждый может совершить ошибку, главное, уметь ее осознать и исправить)

палец вниз\в сторону\ вверх







Д/з

Прием «Афиша»

Ребята, предлагаю Вам написать небольшой отзыв о рассказе так, что б другим ребятам захотелось его прочитать. Можете раскрасить






4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Осеева В.А. рассказ "Почему?"

Автор: Лозовская Олеся Сергеевна

Дата: 25.02.2025

Номер свидетельства: 665863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку "Осеева В. А. рассказ "Почему"""
    ["seo_title"] => string(48) "prezentatsiia_k_uroku_oseeva_v_a_rasskaz_pochemu"
    ["file_id"] => string(6) "665864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1740487778"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Осеева "Сыновья" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-v-osieieva-synov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169074"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423336021"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по теме : Анализ произведения В.Осеевой «Волшебное слово» "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-tiemie-analiz-proizviedieniia-v-osieievoi-volshiebnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "220632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434716610"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Комбинированный   урок  русская  грамота  и  самопознание  1  класс. Тема: «Волшебное слово»  Валентина  Александровна  Осеева "
    ["seo_title"] => string(122) "kombinirovannyi-urok-russkaia-ghramota-i-samopoznaniie-1-klass-tiema-volshiebnoie-slovo-valientina-alieksandrovna-osieieva"
    ["file_id"] => string(6) "104910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402769080"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "конспект урока внеклассного чтения по разделу "Мои друзья" (на основе произведения В. А. Осеевой "Добрая хозяюшка"). "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-po-razdielu-moi-druz-ia-na-osnovie-proizviedieniia-v-a-osieievoi-dobraia-khoziaiushka"
    ["file_id"] => string(6) "127558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415341363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства