Звук [ц], буквы Ц, ц
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Терентьева Татьяна Александровна
1
Неправильный ответ
Правильный ответ
Неправильный ответ
Неправильный ответ
Алфавит
Неправильный ответ
Неправильный ответ
Неправильный ответ
Введите сюда текст вопроса
Правильный ответ
Неправильный ответ
Неправильный ответ
Неправильный ответ
Звук [Ц]
Гласный
Согласный
Звонкий
Глухой
Мягкий
Твёрдый
Непарный
Кон цы , ци рк, цы ган, пев цы , ци фра,
цы почки, плов цы , огур цы , ци стерна,
цы пленок, цы кнуть, ножни цы , ака ци я ,
ци корий, цы п, цы ц, нар ци сс, авиа ци я ,
на ци я .
Какой звук слышится после звука [ц]?
Разделите эти слова на 4 группы.
цирк
акация
цифра
авиация
концы
цистерна
певцы
нация
цикорий
пловцы
рация
нарцисс
огурцы
ножницы
Исключения
Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»
Ци рк, цы ган, пев цы , ци фра, на
цы почках, плов цы , огур цы , ци стерна,
цы пленок, цы кнуть, ножни цы , кольцо,
ци корий, царица, нар ци сс, сестрица.
Прочитайте слова, обозначающие предметы.
На какой вопрос они отвечают?
Ко всем предметам, которые являются живыми
(одушевленными), нужно ставить вопрос кто?
Ко всем предметам, которые не живые
(неодушевлённые), ставится вопрос что?
Одушевлённые КТО?
цыган
певцы
пловцы
цыпленок
царица
сестрица
Неодушевлённые ЧТО?
цирк
цифра
цыпочки
огурцы
цистерна,
ножницы
кольцо
цикорий
нарцисс
Чай, чайник, чаёвничают, чайный, чаёвница, чайка
Чай, чайник, чаёвница, чайка
Выберите слова, которые обозначают предметы.
чаёвница, чайка
Какие из этих слов обозначают живые (одушевлённые) предметы?
Какие из этих слов обозначают не живые (неодушевлённые) предметы?
Чай, чайник
Все ли слова являются родственными (однокоренными)?
Чайка – лишнее слово.
Открываем Азбуку на стр. 53.
Из какого произведения взяты строки? Кто автор? Найдите слова которые обозначают предмет. Внимательно смотрите текст и ответьте на вопросы: Мыло какое?
Порошок какой?
Полотенце какое?
Гребешок какой?
душистое
зубной
пушистое
густой
Мы сейчас указали признаки предметов, то есть назвали предметы и украсили их. Такие слова обозначают признаки предметов.
Возьмём предмет – ЛИСТ.
Какой это предмет одушевлённый или неодушевлённый?
Теперь подберём к нему признаки предмета. Какой это лист?
Летела птица по небу. Била птицу вьюга – метель. Опустилась птица в кусты и думает: «Хорошо бы теперь сидеть в тёплом гнезде».
О чём этот отрывок из текста?
Что делала птица?
Слова, которые отвечают на вопросы
что делала? или что сделала? ,
обозначают действие предмета.
Что ещё может делать птица?
Что делать? – клевать, пить, вить, сидеть, петь, выводить, кормить, защищать…
Подведём итоги
С какой орфограммой мы познакомились сегодня?
Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и или ы после ц?
С какими словами мы познакомились?
Молодцы!