Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Урок нравственности»»
Государственное общеобразовательное учреждение
«Ново-Кинерская школа-интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____/Л.И. Файзрахманова/
Протокол № 1
от «27» августа 2021года
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
____/ М.Р.Хабибрахманова/
от «27» августа 2021года
«Утверждено»
Директор
______/Л.Х.Валиев/
Приказ № 161
от «31» августа 2021 года
Адаптированная рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению
«Урок нравственности»
воспитателя высшей квалификационной категории
Григорьевой Гульгены Нурисламовны
5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1
от «31» августа 2021года.
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности нравственного направления "Уроки нравственности" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по нравственному направлению "Уроки нравственности" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
В результате изучения курса «Уроки нравственности» во 5-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- выработка форм заповедей правил этикета поведения, получат знания требований этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями, а также знания о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии.
Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные:
У ученика будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Содержание курса «Урок Нравственности»
Вводное занятие. Понятие нравственности.
Человек в обществе
Человек в обществе.Общечеловеческие ценности.Нравственный человек – это воспитанный человек.Что мы знаем о себе?Милосердие и сострадание к окружающим. Толерантность – единство разных.
Личные качества человека и его
Человек и его лучшие качества. Достоинства и недостатки человека. Мой внутренний портрет. Добро и зло. Честность и правдивость. Порядочность и скромность. Ответственность. Верность слову и обещанию.
Я и мои близкие
Я и мои близкие. Моя семья: за что я её люблю? Родословная семьи. Семейные праздники и традиции. Взаимопомощь в семье. Об уважительном отношении к старшим. Разговор о дружбе.
Культура поведения
Культура поведения. Тон и стиль нашей речи в общении. Правила приветствия и знакомства. Культура поведения дома и в школе. Культура поведения в общественных местах. Культура внешнего вида. Гостеприимство - умение встречать гостей. Правила поведения на каждый день.
Любовь к Родине
Ответственность.С чего начинается Родина?Нравственное отношение к природе.
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.