Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение, как средство повышения учебной мотивации»
Безотметочное обучение.
«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».
В. А. Сухомлинский
Большую роль в формировании развития ребенка как само изменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению.
Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, понимая значимость предстоящей их жизни (в большинстве случаев этому способствовало воспитание со стороны родителей, а также посещение детских дошкольных образовательных учреждений). Но есть и такие дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может выявить в ребенке нежелание ходить в школу.
Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе. Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение)младших школьников является важным условием получения результата образования. Но ведь главное – не в замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя – это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-либо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребёнка.
Система оценивания в общеобразовательном учреждении должна:
учитывать индивидуальные достижения ребенка, позволять наглядно фиксировать «дельту» между тем, что было и что стало у конкретного ученика;
строиться на критериальной базе: то есть должно быть понятно, по какому критерию (или каким критериям) осуществляется оценивание
в отношении к известному всем (в том числе ученикам!) эталону;
быть информативной для всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя, родителей), объективной и конструктивной (то есть отвечать на вопросы: что уже получается и насколько хорошо, а что ПОКА нет);
развивать у учащегося способность к самостоятельной объективной содержательной оценке результатов своей деятельности, умение «переводить проблему в задачу», обеспечивая таким образом условия для развития ученика как субъекта учебной деятельности.
Если мы хотим вырастить субъекта учебной деятельности (сегодня это важнейшее требование нового стандарта) и просто самостоятельного, сознательного и ответственного за свои действия человека, ЛИЧНОСТЬ, мы должны создать такие условия в школе, чтобы ребенок научился оценивать свои учебные результаты САМ. Технология безотметочного обучения предлагает сделать это так, чтобы первоклассник научился оценивать себя сам по совместно выбранным с учителем критериям.
В основе принципов безотметочного оценивания лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать? – объект оценивания: а) знания, умения, навыки по определенным параметрам; б) творчество, инициативу;
что не оценивать? – личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия);
как оценивать? – средства фиксации результатов оценивания: не должно быть эквивалентов балльной системы («зайчиков» и «черепашек»); выбранные средства должны позволять зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка по отношению к самому себе и, вместе с тем, не провоцировать учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости;
каким образом оценивать? – процедура оценивания: самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке, несовпадение этих оценок и является главным предметом обсуждения; возможные критерии оценивания работы тоже должны обсуждаться и вырабатываться учителем вместе с детьми;
что нужно учитывать при оценивании? –
педагогические условия эффективности: оценивание должно дифференцироваться, то есть оценка (как ученика, так и учителя) должна складываться из множества оценок своей работы по целому ряду критериев.
Первая и самая удобная форма оценивания работ первоклассников – «волшебные линеечки». Они выглядят как обычные отрезки, расположенные вертикально или горизонтально (кому как нравится).
На одном конце у такой линеечки минимум качества по выбранному критерию, на другом – максимум. Критерий можно обозначить над линеечкой или рядом с ней сокращенно: например, П – правильность, А – аккуратность, С – старание (это такой специфический критерий, означающий качество данной работы по отношению к предыдущим).
п е д а г о г и ч е с к и й у н и в е р с и т е т
Таблица 1. Критериальная
Гласные и согласные
Ударение
Твердость– мягкость
Звонкость– глухость
Буквенная запись
Работа букв
+
–
+
+ –
+
+
Рис. 1
Линеечки первоклассники рисуют карандашиком в своей рабочей тетради или прописи. Договариваемся, какие критерии для оценки берем, и рисуем их в своей тетрадке (например, на полях). Результат оценки по каждому критерию отмечаем «крестиком» на отрезке: чем результат выше, тем выше крестик (если линеечка «лежачая» – чем выше результат, тем правее «крестик»).
П А С
Рис. 2
Каждый ребенок оценивает себя сам на «волшебных линеечках», а затем, когда учитель проверяет работу, либо соглашается (обводит «крестик» своим цветом), либо не соглашается (ставит свой «крестик» в другом месте).
Так же для оценивания результатов своей деятельности, я предлагаю заполнить оценочные листы, где обучающиеся при помощи смайликов оценивают свою работу. Если это проверочная работа по какой – либо теме (проверочные работы по теме проводятся на этапе первичного закрепления и на обобщении темы), мы вкладываем листы в «Портфель достижений». Выполнив следующую проверочную работу, дети обязательно сравнивают свои оценочные листы, что помогает им увидеть свои