Просмотр содержимого документа
«Формирование читательских компетенций в ходе анализа художественных произведений. Технология работы с текстом.»
Формирование читательских компетенций в ходе анализа художественных произведений.
Технология работы с текстом.
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №7»
г. Кольчугино Владимирской области
Шадрова С.Г.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетенций занимает читательская компетентность.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников.
В этом документе и в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.
Существуют различные виды заданий по чтению, направленные на формирование читательских компетенций, а также способствующие развитию интереса при чтении. Учитель должен пробудить в читателе потребность в перечитывании текста, увлечь его аналитической работой.
Наиболее эффективным методом работы по формированию читательских компетенций в процессе работы с художественным текстом является его анализ. Метод анализа играет важную роль на уроках литературного чтения в начальной школе. Но использование приемов этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. При дефектном механизме восприятия читатели из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления о его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг.
Вот почему нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом.
Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Задача учителя — научить ребенка приемам анализа, что требует специальной методической подготовки и опыта. Очевидно, что учитель сам должен владеть всеми приемами, которые использует на уроке, понимая их операционную сторону.
Анализ — это путь наблюдений и размышлений читателя за тем, как развивается мысль автора от первого до последнего слова в тексте. Такой разбор предполагает как анализ произведения, так и его интерпретацию. Анализ текста в начальной школе не адекватен анализу, который проводят ученики старшей школы. Маленькие читатели как бы намечают пути дальнейшей работы с текстом, знакомясь с разными произведениями, расширяя свой читательский кругозор, осваивая языки разных авторов.
Анализ текста на этом этапе представляет собой его разбор («расчленение») с особой целью: понять главную авторскую идею, увидеть, как эта идея подается в произведении определенного жанра. Читатель может принять эту идею, может не принять, но траектория анализа проектируется учителем таким образом, чтобы ребенку было что открывать. Иначе диалог о смысле произведения не заинтересует, а разбор будет скучным, не значимым для читателя.
Анализ художественного произведения занимает центральное место и является основной деятельностью учащихся на уроке литературного чтения.
Основные принципы анализа художественного произведения.
Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.
Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие.
Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.
Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения.
Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.
Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного перечитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы. Требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию.
Условия эффективности анализа прочитанного, следующие:
-осознание учителем необходимости развития аналитических умений младших школьников и вычленение такой работы в отдельную задачу урока;
-умение учителя организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного (для этого учителю важно владеть разными видами и приёмами анализа);
-умение выстроить урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста (диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного).
Вдумчивое чтение по сути своей диалогично, так как представляет беседу автора с читателем. Очень важно научить современного школьника видеть диалог в художественном произведении и вступать в диалог с автором.
Выделяют три этапа работы над художественным произведением:
1. Первичный синтез.
2. Анализ.
3. Вторичный синтез.
Задачи первичного синтеза:
- познакомить с конкретным содержанием произведения;
- установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;
- выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;
- раскрыть композицию произведения;
- проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.
Задачи вторичного синтеза:
- обобщить существенные черты действующих лиц;
- сопоставить героев и оценить их;
- выявить идейную направленность художественного произведения;
- оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?).
Самым важным из современных подходов к разбору прочитанного является совместная деятельность учителя и учащихся.
К наиболееэффективным приёмам анализа художественного произведения в диалоговом режиме можно отнести:
-определение темы чтения по фамилии автора или названию текста;
-чтение текста частями с предугадыванием дальнейшего развития сюжета;
-выдвижение гипотез, поиск ответа на проблемный вопрос к тексту;
-обсуждение каких-либо утверждений, вопросов, предположений в паре, в группе;
-формулировку вопросов по прочитанному учителю, учащимся, автору произведения;
-дискуссию, спор с автором, с оппонентами;
-озаглавливание прочитанного текста;
-выбор заглавия к прочитанному из нескольких предложенных;
-трансформацию текста (дополнение начала или конца, сжатие текста, перестановка частей текста местами);
-видоизменение сюжета (перенос места действия в другое место или в другое время, изменение обстоятельств или характера героя, отсутствие одного из героев, ввод героя из другого произведения);
-творческие работы на основе прочитанного (все виды плана и пересказа, раскадровка диафильма и рекламы, составление отзыва, аннотации, сочинение по прочитанному ).
Как видим, подобные виды работы предполагают активность учащихся, совместную деятельность учителя и детей по анализу прочитанного.
Конечно, применять те или иные приёмы анализа художественного текста следует избирательно с учётом жанра и содержания произведения.
Перечень приёмов осмысления прочитанного позволяет сказать о важном требовании к анализу художественного произведения на уроке литературного чтения в начальной школе, а именно: анализ прочитанного производится до чтения, в процессе чтения и после чтения произведения!
При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла.
Основные вехи на этом пути — разные уровни погружения в текст:
1) уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);
2) уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя);
3) уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного).
По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя.
Чтобы вникнуть в тайны художественного образа, следует определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого исследуемого текста.
Читателю важно:
- понять содержание (ответить на вопрос, о чем это произведение?) — увидеть внешнюю сторону образа;
- вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) — понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;
- найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).
Таким образом, при анализе художественного произведения, реализуя описанный выше подход, школьники активно учатся понимать и преобразовывать информацию:
- на уровне сюжета — определять тему; делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- на уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему автора) — интерпретировать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте, и напрямую интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев художественного текста; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски; делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации;
- на уровне автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного) — обобщать информацию: формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять позиции автора художественного текста.
Умение анализировать художественное произведение – это сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Итак, в процессе анализа художественного произведения дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей, а это значит – происходит формирование читательских умений, особенность которых состоит в том, что они являются не только специальными для предмета «Литературное чтение» в начальной школе, но и общеучебными, обеспечивающими возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях.
Библиографический список:
1. Полькина С.Н. Теоретические аспекты развития универсальных учебных действий в процессе изучения литературы в школе. ИПКРО ОГПУ, 2009
2. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006