kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыка устного счёта в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллек-туальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и занимаются по специальной программе в коррекционных школах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка устного счёта в начальных классах»

«Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»

Данная тема актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллек-туальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и занимаются по специальной программе в коррекционных школах.Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности,причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока — это устный счёт. Причина, по которой я стала работать над этой темой - это медленный темп работы учащихся и низкий уровень формирования навыков устных вычислений. Именно это натолкнуло на мысль, чтодля достижения правильности и беглости устных вычислений на протяжении всех лет обучения (в коррекционной школе) на каждом уроке математики необходимо выделять 6 – 12 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Устный счет всегда необходимо проводить так, чтобы ребята начинали «умственную гимнастику» с легкого, а затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подгото-вительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков  и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразные. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Можно использовать на уроках математики:

  1. Задачи в стихах

  2. Дидактические игры

  3. Цепочка числовых выражений, значение которых надо найти

  4. Составление задач

  5. Составление примеров

  6. Вопрос-ответ (учитель-ученик)

  7. Вопрос-ответ (ученик-ученик)

  8. Задачи со сказочными сюжетами

  9. Таблица умножения в стихах и картинках

  10. Восстанови пропущенные цифры

  11. Составление и решение задач по рисунку

  12. Составление и решение задач по схеме

  13. Мозговой штурм

  14. Разминка

Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации:

  1. Устные упражнения - неотъемлемая часть каждого урока математики в школе для детей с ОВЗ.

  2. Устные упражнения могут проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей устных упражнений на уроке.

  3. Устные упражнения должны быть тесно связаны с темой и основной обучающей задачей урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы. Устный счет нередко ставит целью подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д.

  4. Длительность этого этапа урока не должнапревышать 10—12 мин, так как устный счет требует от учащихсямаксимальной отдачи умственных сил.

  5. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формыупражнений на другую. Как известно, такого рода переключениячрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, нотрудны для умственно отсталых школьников.

  6. Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске учитель пользуется различными таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, выражений.

  7. Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математическогосодержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету и урокам математики.

  8. Задания для устного счета необходимо подбирать с учетоминдивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволитвести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса.

  9. При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью используются различные средства, например «светофор», когда правильность ответа ученики подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность —красным; использование табличек с цифрами, из которых ученики составляют числа ответов и др. После проведения устного счетаподводится итог, учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников

Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на уроках, устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности как моторика и мышление. И устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.

Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в совершенствовании знаний по нумерации, в развитии познавательного интереса, логического мышления и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Формирование навыка устного счёта в начальных классах

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 14.04.2025

Номер свидетельства: 668379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Использование рациональных приёмов устного счёта для формирования прочных вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(156) "ispol-zovaniie-ratsional-nykh-priiomov-ustnogho-schiota-dlia-formirovaniia-prochnykh-vychislitiel-nykh-navykov-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "140612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417973052"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Математические диктанты для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(41) "matiematichieskiie-diktanty-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "218909"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1433948561"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "303150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457444633"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи" (учебно-методический комплект "Перспективная начальная школа") "
    ["seo_title"] => string(154) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-tablitsa-i-kratkaia-zapis-zadachi-uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "135592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416937590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства