«Плохой учитель – преподносит истину,
хороший – учит ее находить».
Дистервег
«Формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса»
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволяют быть успешным вне стен школы.
Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества – уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту.
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Портрет выпускника начальной школы
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
активно познающий мир
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
умеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Начальная школа призвана заложить основы образовательных компетентностей.
Давайте рассмотрим некоторые ключевые компетенции (на основе наблюдений доктора педагогических наук Хуторского А.В.).
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:
1. Дидактические требования:
Ø Чёткое формирование образовательных задач
Ø Определение оптимального содержания урока
Ø Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
Ø Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
Ø Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования:
Ø Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
Ø Особенности самоорганизации учителя
Ø Организация познавательной деятельности
Ø Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
Ø Организованность учащихся
Ø Учёт возрастных особенностей
3. Требования к технике проведения урока:
Ø Урок должен быть эмоциональный
Ø Темы и ритм урока должен быть оптимальным
Ø Полный контакт учителя и учащихся.
Ø Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Ø Смена видов деятельности
Ø Обеспечение активного учения каждого ученика.
Ø Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса
4. Требования к гигиене урока:
Ø Температурный режим
Ø Проветривание
Ø Освещение
Ø Предупреждение утомления
Ø Чередование видов деятельности
Ø Физкультминутка
Ø Правильная рабочая поза учащихся.
Ø Соответствие роста школьной мебели.
Этапы формирования ключевых компетенций
Первый этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики уровня сформированности общеучебных умений.
В начале определенного периода (например, в начале учебного года) педагоги, заполняя соответствующую таблицу, оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося и группы в целом (существуют методики диагностики, о которых мы сейчас говорить не будем).
Вторым этапом является корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждой группы, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам.
Третий этап – организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование тех или иных общих компетенций.
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Пути реализации по формированию
ключевых образовательных компетенций учащихся
По основным видам деятельности с целью формирования ключевых образовательных компетенций младших школьников использую следующие формы:
Основные виды деятельности по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников |
урочная | внеурочная | внешкольная | семейная | Общественно полезная |
Городской музей, городская детская библиотека, МДОУ, и т. п. |
– Урок «Праздник знаний» –Урок - экскурсия - Уроки-конкурс - Урок-игра - Урок-викторина - Урок - аукцион - Турнир знатоков - Защита рефератов и исследовательских работ - Групповая форма - Подготовка сообщений и рефератов Блиц-турнир - Уроки с использованием видеоматериалов | - Классные часы, тематические линейки -Праздники -Турниры -Викторины -Выставки -Игры -Диспуты, -Практикум-обсуждение ситуаций, -Беседа – диалог, Консультация, -Конкурсы, -Игры-путешествия Литературно-музыкальные композиции, Театрализовано-игровая программа -КВН - Защита рефератов и исследовательских работ | -Час общения, -Экскурсии -Военно-патриотические мероприятия «Невыдуманные рассказы» (встречи с ветеранами войны, труда, деятелями культуры, спорта), патриотические игры, -«У нас в гостях…» | -Семейный праздник -«Мама, папа, я – спортивная семья», -конкурс рисунков -Задушевный разговор, -игра «Дорогами дедов», исследовательская работа -Посиделки, -Вечёрки, -Литературная гостиная, -Мини-спектакли, -Открытые уроки, | -КТД «Каждое дело с пользой» - агитбригада по ПДД - конкурс агитплакатов, -«Экспедиция в …», - «Энциклопедия добрых дел», -операция «Пусть здорова, книжка», -творческая «издательская» деятельность |
Отдельно выделяю проведение предметных недель, которое включает все основные виды деятельности, помогая вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышая их интерес к изучаемым учебным дисциплинам.
Помимо учебных занятий, задаче формирования компетенций может быть подчинена организация внеклассной работы. Внеклассная работа как совокупность видов деятельности, осуществляемой педагогом, часто по инициативе и в сотрудничестве с обучающимися, обеспечивает условия для их личностного развития. Причем воспитательные возможности внеклассной работы зачастую более значительны, чем воспитательные возможности урока, и на это обращают внимание исследователи. Отмечается, что разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальности ученика, обогащает его личный опыт, способствует развитию познавательных интересов, профессиональной ориентации, коммуникативной компетентности
Приёмы формирования ключевых образовательных компетенций
Компетенции | Приёмы |
Ценностно-смысловые | «Верные – неверные утверждения» «Неоконченные предложения» «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…», « Своей работой на уроке я…» «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» «Хочу, потому что смогу», «Полезно-вредно», «Мудрые советы» «Мы с тобой» «Меняются те, кто…» |
Учебно-познавательные | «Многоступенчатый выбор» «Метод пяти пальцев» «Огонёк общения» «Кто больше» игра «Волшебная палочка» «Соседи» «Да или нет» «Волшебная корзинка» идей, понятий, имён … «Мозговой штурм» |
Социокультурные | «Выбор партнёра» «Я умею, а мой …» «Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…» «Акция – проект» «Тренинг» «Копилка хороших поступков» |
Коммуникативные | «Огонёк общения» «Словесный мяч», «Биография слов» игра «Лото» «Дальние коммуникации» «Сочини сказку по ключевым словам» «Вопрос – ответ» «Если бы я был…» «Снежный ком» «Синквейн» |
Информационные | «Вопросы для любознательных» «Интересные факты» «Вопросы для умников и умниц» «Это интересно» «Схематическое конспектирование» «Правда ли это?» «Толстые и тонкие вопросы» «Кластеры» «Пометки на полях» |
Природоведческие и здоровьесберегающие | «Состояние моей души» «Что полезно, а что вредно» «Хорошо или плохо» |
Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных и функциональных возможностей младших школьников.
Советы по формированию ключевых образовательных компетенций
младших школьников
Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Поощряйте исследовательскую работу учеников.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то, условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Приложение.
Контрольно-измерительные материалы
Для оценки результативности работы по формирования ключевых образовательных компетенций мною разработаны качественно-количественные характеристики эффективности решения поставленных задач.
Качественно-количественные характеристики сформированности ключевых образовательных компетенций выпускника,
освоившего уровень начального общего образования
№ | Ценностно-смысловая компетенция | Уровень сформированности компетенции Количество баллов (max 6 баллов) |
Низкий 0 баллов | Средний 1 балл | Высокий 2 балла |
1 | Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно решать конфликты, кооперироваться, сотрудничать). | | | |
2 | Уровень освоения поведенческого компонента (освоения детьми этических форм и способов поведения, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций). | | | |
3 | Уровень сформированности эмоционально – волевой компетенции | | | |
№ | Учебно-познавательная компетенция | Уровень сформированности компетенции Количество баллов (max 16 балла) |
низкий 0 баллов | средний 1 балл | высокий 2 балла |
1. | Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана |
1.1. | Знать/понимать – необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания. | | | |
1.2. | Уметь – владеть конкретными умениями - навыками данного учебного предмета | | | |
1.3. | Использовать – приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | |
2. | Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками. |
2.1. | Учебно – интеллектуальными умениями и навыками: Умение внимательно воспринимать информацию | | | |
2.2. | Логически осмысливать учебный материал | | | |
2.3 | Обладать умениями постановки учебной задачи | | | |
2.4. | Обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем). | | | |
2.5. | Основными компонентами языкового и речевого развития | | | |
№ | Социокультурная компетенция | Уровень сформированности компетенции Количество баллов (max 20 баллов) |
Низкий 0 баллов | Средний 1 балл | Высокий 2 балла |
1 | Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими. | | | |
2 | Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения. | | | |
3 | Культура: |
3.1 | Поведения | | | |
3.2 | Одежды | | | |
3.3 | Оформления рабочего места | | | |
4 | Первоначальные знания и умения основ экологической культуры |
4.1 | Правила поведения в природе | | | |
4.2 | Охрана растительного и животного мира | | | |
4.3 | Восприятие и осознание ценностей искусства | | | |
5. | Уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: |
5.1 | Музыкально-театральная деятельность | | | |
5.2 | Ручной художественный труд | | | |
№ | Коммуникативная компетенция | Уровень сформированности компетенций Количество баллов (max 14 баллов) |
Низкий 0 баллов | Средний 1 балл | Высокий 2 балла |
1 | Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач |
1.1 | Построение монологических высказываний | | | |
1.2 | Владение диалогической формой речи. | | | |
1.3 | Использование речи для планирования и регуляции своей деятельности | | | |
2 | Осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах). |
2.1 | Точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия | | | |
2.2 | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | | | |
2.3 | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | | | |
2.4 | Умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | | |
№ | Информационная компетенция | Уровень сформированности компетенций Количество баллов (max 10 баллов) |
Низкий 0 баллов | Средний 1 балл | Высокий 2 балла |
1 | Осуществление поиска необходимой информации в справочных пособиях, научно – популярной литературе, источниках на электронных носителях | | | |
2 | Владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | | | |
3 | Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; | | | |
4 | Осуществление записей (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; | | | |
5 | Понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | | | |
№ | Природоведческих и здоровьесберегающих компетенций | Уровень сформированности компетенций Количество баллов (max 14 баллов) |
Низкий 0 баллов | Средний 1 балл | Высокий 2 балла |
1 | Знания и умения соблюдения правил личной гигиены | | | |
2 | Умения и навыки самообслуживания. | | | |
3 | Правила, нормы предупреждения бытового дорожно-транспортного травматизма, поведения на водоёмах, лесах. | | | |
4 | Элементарные правила оказания первой помощи при несчастных случаях | | | |
5 | Знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека | | | |
6 | Знание элементов, приёмов, способствующих психическому здоровью младшего школьника | | | |
7 | Знание основ экологической культуры. | | | |
Критерии оценивания компетенций учащихся
Низкий уровень - 0 баллов | Средний уровень - 1 балл | Высокий уровень - 2 балла |
Не знает, не умеет, не владеет, не освоил | Частично знает, умеет, овладел, освоил, но не применяет на практике | Знает, умеет, владеет, освоил в полной мере, применяет на практике. |
Сводная таблица сформированности выпускника, освоившего уровень начального общего образования
№ | класс | ФИО ученика | Компетенции | Итоговый балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Низкий уровень – 0 – 40 баллов | Средний уровень - 41 -60 баллов | Высокий уровень – 61 – 80 баллов |
Частично знает, умеет, овладел, освоил, но не применяет на практике | Знает, умеет, владеет не в полной мере, частично применяет на практике | Знает, умеет, владеет, освоил в полной мере, применяет на практике. |
Результаты работы прослеживаются в прилагаемом мониторинге, который подтверждает эффективность данного опыта.
![](https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5433b36cabf4f/user_file_5433b36cabf4f_1_1.png)
![](https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5433b36cabf4f/user_file_5433b36cabf4f_1_2.png)
Формирование ключевых образовательных компетенций положительно влияет на повышение качеств
а обучения.
![](https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5433b36cabf4f/user_file_5433b36cabf4f_1_3.png)
Ученики класса являются не только постоянными участниками школьных олимпиад по русскому языку, математике и литературному чтению, но и активными участниками городских, всероссийских, международных конкурсов, проектов, марафонов.
![](https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5433b36cabf4f/user_file_5433b36cabf4f_1_4.png)
![](https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5433b36cabf4f/user_file_5433b36cabf4f_1_5.png)
21