Проектирование – это способ организации взаимодействия ученика и учителя, который объединяет содержательный, процессуальный и методический компоненты процесса обучения во время создания проектов. Учебное проектирование ориентировано, прежде всего, на самостоятельную, творческую деятельность учащихся. Работа над проектом – это возможность выполнить самостоятельно или в группе что-то интересное и полезное, максимально используя свои возможности. Это деятельность, что позволяет и требует проявить себя, испытать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационный проект «Доброта необходима людям»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 90 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Информационный проект
«Доброта необходима людям»
Учитель начальных классов,
учитель-методист
Мамаевой Татьяны Михайловны
Проектная деятельность – основа обучения и развития детей
Общество постоянно развивается, поэтому и объем знаний постоянно растет. Следовательно, роль учителя заключается не в том, чтобы предоставить информацию, а в умении быть организатором ее усвоения, проводником в лабиринте знаний. Стратегической целью деятельности учителя является определение путей преобразования ребенок на субъекта собственной жизнедеятельности, который способен самостоятельно решать проблемы, стоящие перед ним, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Учитель направляет мыслительную деятельность учащихся, привлекая их к деятельности через познание мира, и реализует этим важнейший принцип гуманной педагогики, высказанный Н. Монтессори «Помоги мне сделать это самому».
Именно метод проектов наиболее полно обеспечивает взаимодействие участников педагогического процесса в условиях компетентностно ориентированного обучения, позволяет определить приоритетную тему, цель и задачи, ориентированные на нынешние и будущие потребности, обеспечивает четкую ориентацию на конечный результат деятельности школы, направленный на формирование компетентной личности, создание единого образовательного и духовного среды.
Проектирование – это способ организации взаимодействия ученика и учителя, который объединяет содержательный, процессуальный и методический компоненты процесса обучения во время создания проектов. Учебное проектирование ориентировано, прежде всего, на самостоятельную, творческую деятельность учащихся. Работа над проектом – это возможность выполнить самостоятельно или в группе что-то интересное и полезное, максимально используя свои возможности. Это деятельность, что позволяет и требует проявить себя, испытать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично результат.
Информационный проект «Доброта нужна людям».
Цель проекта: формировать нравственные основы детской личности средствами слова; создать ситуацию «глубокого погружения» в тему; способствовать развитию творческой активности, навыков самообразования, формированию ключевых компетентностей учащихся; воспитывать прочную внутреннюю опору человека, что находит свое воплощение в доброте и отзывчивости, готовности помочь любому человеку в беде, в способности сострадать.
Конечный результат: вызвать у детей желание действовать по принципу морали «твори добро, красоту и радость».
Срок выполнения: неделя.
Продолжительность проекта: 2 урока.
Задания для групп.
1 группа. Выполнить упражнение «Микрофон», подобрав фразы по теме «Человек начинается с добра».
2 группа. Составить ассоциативный куст «Добро» и определить «помощников и врагов» человеческой «доброты».
3 группа. Дополнить пословицы и вспомнить как можно больше загадок о человеческих качествах.
4 группа. Представить себя авторами книги «Добрые советы» и посоветовать простые правила доброго поведения. Девизом этой книги можно взять выражение «Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы обращались с вами».
5 группа. Вспомнить названия произведений. А. Сухомлинского в соответствии с темой проекта и нарисовать цветок самых важных качеств доброты. Количество лепестков зависит от количества качеств, которые являются необходимыми для хорошего человека. Из рисунков составить «Клумбу доброты».
Каждая группа отражает свое представление о добре в рисунках.
Ход работы над проектом.
I. Организация класса (приветствие в кругу, упражнение «Комплимент», «Подари улыбку другу», создание настроения).
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель.
Вам хорошо известно имя заслуженного учителя, великого писателя В.А. Сухомлинского. В его произведениях преобладает доброта, потому что он сам был хорошим человеком, и хотел, чтобы все дети выросли добрыми и отзывчивыми.
Человек, - утверждал великий педагог, - рождается на свет не для того, чтобы исчезнуть безвестной пылинкой. Человек рождается, чтобы оставить по себе вечный след, полон добра. А еще он был уверен в том, что «человек начинается с добра, а добро отворяет засовы любых дверей или ворот».
Ученик читает стих.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – и. помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
III. Презентация проекта.
1 группа. Проводит упражнение «Микрофон», предлагая завершить мысль:
Добро – это ... (основное понятие нравственности, это способность поступиться собственными интересами и амбициями ради блага других людей);
Добро имеет способность быть ... (щедрым, и не требует вознаграждения);
Настоящее добро возможно только при условии ... (большого душевного богатства; отдавая заботу, внимание не нужно бояться, что остались без ничего. Кто щедро делает добро, в ответ получает еще больше);
Добро творится без ... (без расчетов, из потребности дарить миру любовь);
Добро ассоциируется с ... (с жизнью, процветанием, доброжелательностью, гармонией во взаимоотношениях, с сочувствием и заботливостью к слабым и больным);
Добрый человек похож на ... (на ясное солнышко, потому что оно всех умеет согреть своей любовью, лаской, заботой, щедростью и искренностью).
2 группа. Составляет ассоциативный куст «добро» (уважение, любовь, радость, забота, помощь, милосердие) и определяет «помощников и врагов» человеческой доброты
«помощники» «враги»
щедрость жадность
помощь обида
понимание зависть
любовь ненависть
радость злость
заботливость равнодушие
милосердие жестокость
3 группа. Представляет образованные пословицы:
Кто людям добра желает, ... (тот его и сам имеет);
Делай добро, не кайся, делаешь зло - ... ( на зло и надейся);
Все хорошее помни, а ... (злое забывай);
Кто чистую совесть имеет, тот ... (спокойно спать ложится);
Посеешь поступок - ... (вырастет привычка);
Почитай сам себя - ... (будут уважать и люди тебя);
Первый шаг к добру - ... (не делай зла);
Кто не творит дурного, поэтому ... (не страшно ничего);
Жизнь проходит, а ... (хорошее имя не умирает);
Добрые намерения - ... (хорошие результаты);
Все хорошо получай, а ... (злое избегай);
О каких человеческих качествах говорится в этих загадках:
Что является старшим от ума? (внимание);
Что в большом количестве мало весит? (радость);
Что ест без зубов? (совесть);
Слепой видел зайца, а безногий поймал его. Что это? (ложь);
В огне не горит, в воде не тонет (правда);
Что сушит без огня? (обида, злость);
4 группа. Предлагает правила к книге «Добрые советы»:
вести себя так, чтобы другим было приятно с вами;
помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду;
прощать ошибки другим;
не быть жадным;
не завидовать;
жалеть других;
не заставлять волноваться за себя;
ошиблись – признайте;
сказали – сделайте;
забыли – попросите прощения;
не можете сказать правду – объясните почему.
5 группа. Называет произведения и В.А. Сухомлинского.
«Конь ...» (убежал);
«... книга» (спящая);
«О чем думала ...» (Маша);
«Лучшая ...» (линейка);
«Какой след должен ... человек на земле» (оставить);
«... девочка» (горбатенькая).
Группа презентует «Клумбу доброты», составленную из рисунков участников группы, и защищает важнейшие качества доброты, которые они определили у героев рассказов В.А. Сухомлинского.
IV. Итог проекта, рефлексия.
К итогу привлекаются ученики – журналисты из каждой группы, которые на основании интервью «Микрофон» напишут совместную статью «Человек начинается с добра» в школьную стенгазету.