Изучение устного народного творчества на уроках в начальной школе
Изучение устного народного творчества на уроках в начальной школе
Усвоение обучающимися духовных богатств русского народа, его культурно-исторического опыта, формирование его как свободной, творческой личности с широким кругозором и моральными принципами, необходимо проводить через знакомство с фольклором своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение устного народного творчества на уроках в начальной школе»
Изучение устного народного творчества на уроках в начальной школе
Усвоение обучающимися духовных богатств русского народа, его культурно-исторического опыта, формирование его как свободной, творческой личности с широким кругозором и моральными принципами, необходимо проводить через знакомство с фольклором своего народа.
Изучение устного народного творчества (фольклора) является обязательным пунктом в программе по чтению, русскому языку и окружающему миру в начальных классах. Все четыре года обучения школьники знакомятся с различными фольклорными жанрами. Пословицы, поговорки, считалки, загадки, сказки и другие. На изучение фольклора в каждом классе отводится много времени. В начальной школе закладываются основы, формируются представления о жанровом многообразии фольклора. Роль фольклора в воспитании младших школьников огромна: произведения народного творчества дают богатейшие возможности для умственного развития и для эстетического воспитания учащихся. Через народное творчество осуществляется связь между поколениями. Ребёнок вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость. Предлагаю несколько видов работы с фольклором на уроке русского языка:
Диктант с использованием сказок
Жили-были лисица да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна - у лисицы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избы и выгнала. Собака пробовала выгнать лису - не смогла, медведь не смог, а петух выгнал лису. И стали они с зайцем жить-поживать в лубяной избенке.
Объясни лексическое значение слов.
Что значит «избенка »?
- Какое значение у слова «лубяная»?
Найдите имена прилагательные, укажите у них число и род .
Разберите последнее предложение по членам предложения и подпишите части речи.
Вот и последний снег растаял зацвели в лесах, на лугах цветы птицы с юга прилетели а Снегурочка грустит, в тени сидит раз посыпался крупный град обрадовалась снежная девочка но град быстро стал водой Снегурочка заплакала.
На уроках окружающего мира при изучении темы «В гости весне» можно использовать старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у русских называемые веснянки.
Стало ясно солнышко припекать, припекать, Землю словно золотом заливать, заливать. Громче стали голуби ворковать, ворковать, Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели. Много цвету вешнего у земли, у земли. Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети! Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди! .
Обучающиеся знакомятся с песней-веснянкой, находят явления природы, характерные для весны. Какие объекты живой природы упоминаются в песне? О чем просят люди природу? О каком месяце весны говорится в песне, докажите свою точку зрения.
На уроках литературного чтения мы читаем произведения и анализируем их. Большая часть урока уходит на лексическую работу со словами. Ребята ищут меткую пословицу или поговорку характеризующую героя или его поступок.
Красота фольклора открывается в колыбельных песнях
Они всегда наполнены любовью.
Котик серый, хвостик белый.
Приди котик, ночевать,
Сына моего качать,
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока
Да кусочек пирога!
Ни на что не похожими жанрами являются пестушки (от слов «пестовать» или «ходить за кем- нибудь») и потешками (это песенки, которые пели при игре с ребенком)
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топ- топ,
Глазками хлоп- хлоп.
Кто кашу не ест,
Молока не пьет-
Забодает, забодает.
Зазывалки
Внимание, внимание!
Открывается веселое гулянье!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Былины- это жанр устного народного творчества, в них рассказывается о подвигах богатырей. ( например, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович)
Считалка
Баба сеяла горох,
Уродился он неплох.
Уродился он густой,
Мы помчимся,
Ты постой!
Скороговорка.
Говорил попугай попугаю.
Я тебя, попугай, попугаю1
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Таким образом, в результате активного использования народного материала на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира расширяются образовательные и познавательные возможности детей; они учатся говорить более выразительно, выражать свои мысли, что отражается на других уроках; веселые задания способствуют развитию логического мышления, пространственных представлений, воображения и расширению их кругозора .Поэтому, формирование знаний, может и должно осуществляться с использованием фольклорного материала, который позволяет детям проявлять интерес и способствует развитию умственной деятельности. На основе произведений различных жанров у обучающихся формируется мировоззрение, ценностные установки, и развивается творческое мышление. Учителю необходимо использовать в работе неисчерпаемые возможности устного народного творчества.