kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Молчанова Валентина Робертовна,

МБОУ СОШ №4 г.Агрыз РТ

Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». 

В.Сухомлинский

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся»

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. 
Концепция основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:

- опоры на базовые потребности ребенка;
- развития личности в процессе воспитания;
- совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;
- формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода;
- восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
- социального партнёрства общества, семьи, школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:

  • гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов,  отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

  • признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

  • взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов – детей – родителей – общества;

  • преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

  • системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

  • открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Цель: создание условий успешного взаимодействия с семьей в целях изучения ребенка, раскрытия и развития в нем лучших качеств.

Основные направления концепции:

  • 1.Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей.

  • 2.Развитие отношений между родителями, детьми.

  • 3.Организация работы коллектива родителей.

  • 4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  1. Изучение положительного опыта взаимодействия классных руководителей и родителей.

  2. Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии воспитанников и их родителей.

  3. Организация  совместной деятельности детей и родителей.

  4. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

  5. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

  6. Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.  

  7. Совершенствование методики проведения родительских собраний и организация эффективной работы родительского комитета.

Механизм реализации осуществляется через:

- мониторинговые исследования  и определение перспектив;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

- психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждения здорового образа жизни.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.

3. Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и инновационные:

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб 

Консультации (тематические и индивидуальные) 

Круглый стол,

педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники 

Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи дает положительный результат в воспитании и обучении детей. В настоящее время нет необучающихся, но это число нестабильно. Связано это с тем, что в течение всего учебного года в наше образовательное учреждение поступают дети из других школ города. Сократилось количество учащихся, систематически пропускающие занятия, состоящие на различных видах учета, количество неблагополучных семей, повысилась активность родителей в общественной жизни школы, в оказании социальной и спонсорской помощи, что немаловажно для школы.

В заключении хочется сказать, что только такой союз, как «школа – ученики — семья» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, может сохранить желание учиться, укрепит веру в себе, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям. Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи.

Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Школа — дом второй, семья вторая,

Потому и связаны они.

Ведь семье в учёбе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Это связь всё крепче и сильнее,

И растёт, и крепнет с каждым днём.

И учиться проще, веселее,

Если в тесной дружбе мы живём.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Молчанова Валентина Робертовна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства