Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»
Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»»
Работу выполнила
учитель начальных классов
Молчанова Валентина Робертовна,
МБОУ СОШ №4 г.Агрыз РТ
Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся»
Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Концепция основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:
- опоры на базовые потребности ребенка; - развития личности в процессе воспитания; - совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания; - формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода; - восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства; - социального партнёрства общества, семьи, школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:
гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;
признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;
взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов – детей – родителей – общества;
преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Цель: создание условий успешного взаимодействия с семьей в целях изучения ребенка, раскрытия и развития в нем лучших качеств.
Основные направления концепции:
1.Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей.
2.Развитие отношений между родителями, детьми.
3.Организация работы коллектива родителей.
4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
Изучение положительного опыта взаимодействия классных руководителей и родителей.
Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии воспитанников и их родителей.
Организация совместной деятельности детей и родителей.
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.
Совершенствование методики проведения родительских собраний и организация эффективной работы родительского комитета.
Механизм реализации осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив; - установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждения здорового образа жизни.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.
3. Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Они делятся на традиционные и инновационные:
Традиционные
Инновационные
Родительское собрание
Самоуправление
День открытых дверей
Семинары для родителей
Совместные дела семьи и учреждения
Групповые тренинги
Опосредованное взаимодействие
Семейный клуб
Родительские конференции, сходы, съезды
Родительский клуб
Консультации (тематические и индивидуальные)
Круглый стол,
педагогический треугольник, родительский ринг
Семейные праздники
Социально-психологические тренинги
Посещение на дому
Диспут-размышление
Анкетирования родителей
Творческие встречи педагогов и родителей
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
Таким образом, сотрудничество школы и семьи дает положительный результат в воспитании и обучении детей. В настоящее время нет необучающихся, но это число нестабильно. Связано это с тем, что в течение всего учебного года в наше образовательное учреждение поступают дети из других школ города. Сократилось количество учащихся, систематически пропускающие занятия, состоящие на различных видах учета, количество неблагополучных семей, повысилась активность родителей в общественной жизни школы, в оказании социальной и спонсорской помощи, что немаловажно для школы.
В заключении хочется сказать, что только такой союз, как «школа – ученики — семья» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, может сохранить желание учиться, укрепит веру в себе, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям. Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи.
Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.