44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Данная методическая разработка выполнена на основании теории поэтапного формирования научного понятия П.Я. Гальперина и следующих тем 2 класса:
Этап теории П.Я. Гальперина | Задания | Особенности организации деятельности детей по выполнению задания |
Мотивация, формирование положительного отношения к формируемому понятию | Задание, связанное с постановкой проблемы, создание проблемной ситуации. Т ема: «Квадрат» Ребята рассмотрите изображение. Из каких геометрических фигур оно состоит. (Из кругов, квадратов, прямоугольников) Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты, прямоугольники) Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны) Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (Все стороны квадрата равны) | Данное задание следует использовать при работе со всем классом. Его можно применить на начальных этапах изучения этой темы, при постановке проблемы. Возможно использование интерактивных средств обучения. |
Тема: «Умножение» 5+2+5+7+6 2+2+2 3+3+3+3+3+3 62+26 31+32+33 17+17+17+17 | Раздели выражения на две группы, объясни свой выбор (у одной группы одинаковые слагаемые, у другой разные) Как записать сумму одинаковых слагаемых короче? (с помощью умножения) | Это задание можно предложить как отдельному ребёнку на индивидуальных занятиях, так и всему классу при постановке темы на урок. Возможно использование интерактивных средств обучения. |
Ориентировочная основа действия | Задание на понимание, анализ примеров Тема: «Квадрат» Перед тобой таблица. Заполни её, сравнивая две фигуры прямоугольник и квадрат, и сделай вывод. __ угла ___ углы прямые __ стороны _____________ стороны равны | __ угла ___ углы прямые __ стороны _____ стороны равны | | Данное задание можно дать всему классу фронтально, а также можно использовать для индивидуальной работы на уроке. Таблицу можно вынести на слайд в презентацию, либо распечатать на карточки. |
Тема: «Умножение» Заполни пропуски 6+6+6+6+6+6+6=6*_ 7+7+7+7+7+7=7*_ 4+4+4=4*_ 5+5+5+5=5*_ 8+8+8+8=8*_ Какое число повторяется каждый раз? Сколько раз оно повторяется? А теперь замени умножение сложением. 4*5= 7*4= 10*2= 5*5= | Это задание можно организовать на фронтальную работу и выборочно спрашивать учащихся, либо каждому раздать карточку с ним, а затем произвести проверку, взаимопроверку учащихся. |
Выполнение действия в материальном плане | Измеряют, взвешивают, оперируя реальными предметами окружающей действительности (если возможно) Тема: «Квадрат» В нашем классе есть табуретка. Сидение этой табуретки имеет форму квадрата. Давайте измерим длину одной стороны этого квадрата. А теперь давайте переведём её в дециметры. А нужно ли измерять длину всех сторон квадрата, чтобы вычислить его периметр? (нет) А почему? (все стороны квадрата равны) Найдите периметр. | Можно организовать совместную работу класса, для наглядного объяснения материала. |
Тема: «Умножение» Сколько человек у нас в классе? (к примеру, 26) Сколько нам понадобится парт, чтобы сидеть вдвоём? Посчитайте, сколько парт у вас получится? 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=26 Заменим сложение умножением 2*13=26 Мы с вами по 2 взяли 13 раз. | Фронтальный способ организации данного задания будет наиболее удачным, т.к. в ходе этого задания учитель наглядно объясняет материал задания и принцип действия умножения. |
Выполнение действия в материализованном плане | Составляют схемы. Формулы Тема: «Квадрат» Начерти в тетради квадрат, сторона которого равняется: наибольшее однозначное число уменьшить на количество дней в неделе. (9-7=2см) Можно ли начертить квадрат, зная длину только одной стороны? (да) Что такое периметр фигуры? Как найти периметр квадрата? Сколько будет слагаемых? Почему? Pкв. = а + а + а + а Найдите периметр квадрата. | Данное задание подойдёт для совместного выполнения всем классом, т.к. учитель, объясняя материал задания, выводит учащихся на формулу нахождения периметра квадрата. Так же можно использовать интерактивные средства обучения. |
Тема: «Умножение» На столе лежат 2 стопки по 5 книг в каждой. Сколько всего книг на столе? Давайте изобразим это с помощью схемы. Решение: 5*2=10(кн.) Ответ. На столе всего 10 книг. | Для решения данного задания можно использовать реальные предметы, или же изображать условия задачи в виде схем. Задание подходит для фронтальной и парной работы. |
Выполнение действия в плане внешней речи | Закрепление – тренировочные задания в основном репродуктивного уровня с проговариванием вслух Тема: «Квадрат» Сколько квадратов вы здесь видите? А прямоугольников? Чем прямоугольник отличается от квадрата? Можно ли начертить прямоугольник, зная длину только одной стороны? А квадрат? | Данное задание подходит для фронтальной работы. Учитель может проверить уровень усвоения новой темы. Можно использовать интерактивные средства обучения. |
Тема: «Умножение» Замени сложение умножением в тех примерах, в которых это можно сделать, и объясни, почему нельзя заменить умножением в других примерах. 5+5+6+7+8= (нельзя заменить - разные слагаемые) 6+6-6+6-6= (нельзя заметь – разные действия) 7-7-7-7= (нельзя заменить – действие вычитание не заменить умножением) | Данное задание проверяет усвоили ли учащиеся принцип действия умножения, а так же закрепляет это умение посредством «ловушек в заданиях». Можно проводить фронтально. |
Выполнение действия в плане внутренней речи | Закрепление – но задания продуктивного характера, работают самостоятельно Тема: «Квадрат» Начертите квадрат, но прежде узнайте длину его стороны, решив математический лабиринт. 63+7 +6 -33 -40 | Данное задание можно вынесли на слайд в презентацию, однако следует дать его для самостоятельной работы. По итогу его выполнения можно организовать проверку, взаимопроверку в парах. |
Тема: «Умножение» Сравни выражения и поставь знак ,= 7+7+7+7+7+7 __7*8 9+9+9+9+9__9*5 4+4+4+4+4+4+4__4*5 8+8+8+8+8+8+8__8*7 | Это задание целесообразно давать учащимся на карточках для закрепления материала и самостоятельной работы. |
Умственное действие | Задания творческого уровня. Тема: «Квадрат» Коля, Петя и Маша решили из квадрата сделать другие геометрические фигуры. Коля отрезал 1 угол и получил треугольник, Петя – треугольник, а Маша – четырёхугольник. Как они это сделали? Попробуй выполнить такое задание. | Данное задание можно давать на дом индивидуально. |
Тема: «Умножение» Задачи на смекалку. 1.На окошке 3 кошки, у каждой кошки по 4 ножки. Сколько всего ножек у трёх кошек? 2.У болотца 4 лягушки, у каждой лягушки по 3 лягушонка. Сколько всего лягушек и лягушат у болотца? 3.У поросёнка, 4 козлёнка. Сколько козлят у 5 поросят? | Данные задачи можно сделать на карточки и использовать как дополнительное задание для одарённых детей, либо давать задание на дом. |