Модель профессиональной компетентности учителя. Определение: Что такое профессиональная компетентность учителя; схема компетентностной модели современного учителя. Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя.Знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения
учебно-воспитательного процесса
(В. А. Адольф)
Анализируя представленные определения, можно сделать вывод,
профессиональная компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
Проблема, над которой занимается школьная экспериментальная группа, обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе.
В целях совершенствования подготовки кадров для школы в обществе ведутся поиски новых форм, путей подготовки специалистов.
В российской науке исследуемая проблема рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту, а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов.
Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
Перед Вами схема Компетентностной модели современного учителя
Основание модели - социальная компетентность учителя, которая служит основой для предметной и педагогической компетентностей.
Верхняя граница предметной компетентности современного учителя определяется нормативно- правовыми документами по данному предмету. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции. В модели появляется творческий уровень.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Рассмотрим, что включает в себя каждая из составляющих.
Когнитивная составляющая:
- знание предмета;
- знание смежных наук;
- знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;
- знание учебных планов и программы по предмету;
- знание требований ЕГЭ, ГИА по данному предмету.
Операционно-технологическая:
- умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;
-самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений;
- постоянная работа с периодикой;
- умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.
Аксиологическая составляющая:
- глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;
2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»
3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Гносеологический компонент
Показатели:
1. Знания теоретических и методологических основ предметной области образования.
2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов).
3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю.
4. Широта и глубина дополнительных знаний.
Деятельностный компонент (умения)
Показатели:
- аналитические;
- проектировочные;
- коммуникативные;
- конструктивные;
- креативные;
- оценочные;
- информационные умения.
Знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»