Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях»
Особенности формирования функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях
Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как возможности персоны прочитывать, осознавать, оформлять элементарные краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность есть атомарный уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность персоны в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.
Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая и естественно-научная.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями.
Функциональная грамотность помогает человеку:
анализировать информацию;
принимать решения;
решать проблемы;
работать в группе;
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
С учётом психологических особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста целесообразны игровые формы занятий: дидактические и ролевые игры, воображаемые ситуации, творческие импровизации и инсценировки. Отсутствие жёсткого регламента в выборе форм проведения обучения создаёт более благоприятные условия для мотивации деятельности, как учащихся, так и самого учителя. К специфике внеурочной деятельности относится и большая возможность проявления индивидуальных интересов и способностей детей, которые свободны в определении своего вклада в общее дело, в реализации творческого подхода при решении поставленных задач. Внеурочные занятия создают возможность в течение длительного времени, а значит, более углублённо, детально и сосредоточенно изучать одну и ту же тему, что положительно влияет на успешность результатов. Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, кейс-метод, квесты.
Системность деятельности учащихся через учебные и внеурочные занятия формирует у них понимание необходимости разумного отношения к действительности, мотивирует на участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях. Таким образом, деятельность, направленная на воспитание функциональной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.