kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Учителя, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе»


Номинация: Методические материалы по психологическому сопровождению одаренных детей, и детей, мотивированных к обучению, развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Краткие сведения об авторе: Стрелухина Вера Михайловна, учитель начальных классов, высшее образование, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 30 лет.

Название учебного заведения: МБОУ «Лицей № 13» г. Троицк, Челябинская область.

Краткая аннотация работы

Название работы: Особенности организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Учителя, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем.     Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности.

Цель работы: обобщение педагогического опыта об организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Задачи: рассмотреть психолого-педагогические и методические аспекты развития учебной исследовательской деятельности младших школьников и выделить особенности организации данной деятельности;

раскрыть сущность понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность».

В статье отмечены специфические особенности исследовательской деятельности учащихся начальной школы, выделены педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников и характерные дефициты в компетенциях учащихся начальных классов. Освещены некоторые аспекты деятельности учителей МБОУ «Лицей № 13».

Особенности организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы


В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Главным инструментом этого исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Исследовательский метод – путь к знанию через собственный, творческий, исследовательский поиск.

Начальная школа – важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры. Перед современной начальной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Главная из них – это переход от информативного метода обучения к активной исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Анализируя опыт организации исследовательской деятельности, можно прийти к следующим выводам:

1. Организация исследовательской деятельности школьников является следствием социального заказа общества и государства.

2. Занятия школьников исследовательской деятельностью являются приоритетом среднего и в большей степени старшего школьного возраста. В то же время, младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие и сензитивность (характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители).

Не смотря на это, исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Любое исследование имеет структуру: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Однако полноценная проектная деятельность еще трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания или задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.

Существуют следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей - использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся - реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.

3. Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

4. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.

В процессе исследовательской работы нередко возникают трудности объективного характера. Это связано с рядом специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогам начальных классов.

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются. Часто происходит так, что родители и учителя становятся не помощниками ребенка, а авторами работы. А ребенку остается, в лучшем случае, только выучить текст и представить его на аудиторию. Тогда ребенок не может даже ответить на заданные вопросы.

Выделяются наиболее характерные дефициты в компетенциях учащихся начальных классов:

1. Информационно – коммуникативная работа (работа с литературой):

- не сформированы различные типы чтения текста (поисковый, ознакомительный и т. д.);

- затруднение перефразировать мысль (объяснить иными словами);

- неумение извлекать информацию, представленную различными способами в различных жанрах (научная статья, заметка, доклад).

2. Рефлексивная:

- неумение самостоятельно организовать исследовательскую деятельность (постановка цели, проблема планирования, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);

- поиск и устранение причин возникновения трудностей.

Исследовательская деятельность, как один из способов организации учебно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, широко реализуется в практике учителей начальных классов МБОУ «Лицей № 13» г. Троицка Челябинской области (директор — доктор педагогических наук, профессор С.А.Старченко), работающих с 2010 года по системе развивающего образования Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В данной системе исследовательская деятельность занимает одно из главнейших мест в учебной деятельности детей. Позиция ребенка рассматривается как позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет учеников по пути открытия, вводит в ситуацию поиска - исследования.

Систематическое использование исследовательского метода в работе учителей лицея приносит высокие результаты. Учащиеся МБОУ «Лицей № 13» активно принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских очных и заочных конференциях-соревнованиях, где показывают высокий уровень исследовательской деятельности. Количество победителей и призеров в муниципальных конкурсах равно количеству участников. Количество участников в региональных и всероссийских конкурсах растет из года в год. Количество победителей и призеров в этих конкурсах также приближается к 100% - более 97%.

Изучая особенности организации исследовательской деятельности, мы, учителя лицея, встретились с разными взглядами. У нас сформировалось свое мнение, свои подходы к организации исследовательской деятельности. Но главное, мы убедились, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на формирование целого спектра психических новообразований, на формирование внутренней мотивации, потребности к изучению мира, себя в этом мире, на подготовку ученика к взрослой жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович А. В Обухов, Л. Ф. // Исследовательская работа школьников. – 2002.

2. Братанова, Т. А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т. А. Братанова // Начальная Школа. 2008. № 5.

3. Дзанагова, Р. М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6.

4. Комарова, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007

5. Орлова, Л. А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. [Текст] / Л. А. Орлова // Начальная школа. 2007.

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования/Утверждаю Президент Российской Федерации Д.Медведев

7.Организация исследовательской деятельности младших школьник http://festival.1september.ru/articles/

8. Организация научно-исследовательской деятельности младшего школьника [электронный ресурс] http://pedagoglv.ucoz.ru/publ/1-1-0-8


 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе

Автор: Стрелухина Вера Михайловна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191122


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства