kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический опыт "Научить ребенка мыслить..." (технология критического мышления на уроках в начальной школе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Я считаю, что развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия,  появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт "Научить ребенка мыслить..." (технология критического мышления на уроках в начальной школе) »

«Научить ребенка мыслить… «

(технология критического мышления на уроках в начальных классах)

Карчагина Марина Николаевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 с.Чернолесского


Выявление проблемы. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.

                Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Я считаю, что развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия,  появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать.

        Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не получил интеллектуальное и творческое развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Цель моей педагогической деятельности состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения.

2. Развитие коммуникативности, креативности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3. Развитие аналитического мышления.


Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

        ГИПОТЕЗА.  Если системно использовать методы и приемы   ТРКМ, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их:

      - исключать лишнее, выделять главное;

      - логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;

      - обобщать материал;

      - классифицировать материал;

      - систематизировать материал;

      - формулировать проблемные вопросы.

        

         Учащиеся должны научиться:

-находить требующуюся информацию в различных источниках;

-критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

-систематизировать информацию по заданным признакам; 

-находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

-овладевать универсальными способами умственных действий.

          Учащиеся должны уметь:

-длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок    времени) собирать и систематизировать тематическую        информацию;

- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от          «белого шума» и т.д.

- вступать в активную деятельность при выполнении мыслительных операций;

 - реализовывать собственные интересы и способности;

 - вырабатывать собственное мнение в контексте учебной программы.

В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

- фаза вызова;

  - фаза реализации смысла;

    фаза рефлексии.

         Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

         В процессе реализации фазы вызова:
 

         1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

         2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

         3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

        

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

         На стадии вызова возможно использовать множество приемов:

      - верные и неверные утверждения;

      - ключевые слова;

      - "Верите ли вы?"

      - "Корзина идей";

      - "толстые" и "тонкие" вопросы;

      - таблица "Знаю - узнал - хочу узнать";

      - "Дерево предсказаний"

       Но чаще всего я использую 

таблицу "Знаю - хочу узнать- узнал ";"Корзина идей";


Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

         Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.         Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная  задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Важное значение имеет качество отобранного материала .

         

         На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

         На стадии осмысление также возможно использовать множество приемов:

      - таблица "тонких" и "толстых" вопросов;

      - кластер;

      - "Инсерт";

      - чтение с остановками;

      - "Бортовые журналы";

      - дневники;

      - стратегия "Зигзаг"

Моим детям наиболее понравившиеся такие приемы: инсерт, кластер,

        

Третья фаза(рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

        Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление означает тщательное взвешивание, оценку и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

На стадии рефлексии возможно использовать такие приемы:

  • Заполнение кластеров, таблиц;

  • Установление причинно-следственных связей между блоками информации;

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • Составление синквейнов, эссе, хокку и др.;

  • Ответы на поставленные вопросы;

  • Прием «Шесть шляп»;

  • Организация устных и письменных круглых столов;

  • Организация различных видов дискуссий;

  • Написание творческих работ;

  • Исследования по отдельным вопросам темы.

Вашему вниманию я представляю несколько синквейнов и эссе, составленными моими учениками.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. Рассмотрев наиболее часто используемые в своей работе приёмы технологии критического мышления, хочется отметить, что они способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность обучающихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.


Диагностика развития критического мышления младших школьников

Эффективность работы по развитию критического мышления невозможно оценить без мониторинга. Трудность заключается в том, что в настоящее время отсутствуют надежные методики исследования этого вида мышления, особенно в начальной школе.

Выделив наиболее существенные умения критического мышления, я решила исследовать их развитие. Для этого была выбрана методика Замбацявичене Э.Ф., в которой изучалось: умение исключать лишнее; словесно–логическое мышление; умение обобщать; умение анализировать. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, которые были адаптированы мною с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест - выявление умения обобщать.

Проведя исследование развития данных умений у учащихся 1 класса, я получила следующие результаты.

В классе обучается 18 человек, из них лишь 28% учащихся имели средний уровень развития умений критического мышления, остальные 72% находились на низком уровне их развития. За год работы ситуация изменилась. Динамику развития мыслительных умений можно проследить на диаграмме.

1

Дифференциация существенных и несущественных признаков

2

Операции отвлечения и обобщения

3

Установление причинно-следственных связей

4

Умение обобщать









Рис.1. Результаты выполнения субтестов (средний балл)

Хорошо видно, что уровень развития всех мыслительных умений критического мышления младших школьников стал значительно выше.

Следующие диаграммы (рис. 2 и 3) дают представление о динамике развития критического мышления учащихся в целом.




Рис. 2. Уровень развития Рис. 3. Уровень развития
критического мышления критического мышления

учащихся 1 класса учащихся 2 класса


За год целенаправленной работы количество учащихся с низким уровнем развития критического мышления сократилось на 30%, 11% детей перешли на высокий уровень его развития.

Таким образом, я пришла к выводу, что используемые мною приемы развития критического мышления учащихся начальных классов эффективны.


Заключение


Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Для развития критического мышления учащихся разработана специальная технология, которую я использую в своей работе.

Интеллектуальные умения критического мышления являются основой системы универсальных учебных действий. Поэтому я считаю, что технология развития критического мышления должна помочь эффективно формировать УУД.


Список литературы


  1. Бердникова И.А. Концептуальные основы технологии развития критического мышления // Фундаментальные исследования. 2007, № 12.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

  3. Болотов В.А. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. № 1. – С.67-73.

  4. Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

  5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983.

  6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001.

  7. Власова Т. А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №3. - С. 44 - 48.

  8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997.

  9. Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

  10. Загашев И.О. Новые педагогические особенности технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

  11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», Речь, 2003.

  12. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Директор школы. 2005. №4. - С. 66 - 72.

  13. Заир-Бек С.И., Марико В.В., Швец И.М. Работа со взрослыми: вверх по горизонтали // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо.2006, т. 7, № 1, С.11-19.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карчагина Марина Николаевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Сценарий мастер – класса Тема: Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(117) "stsienarii-mastier-klassa-tiema-eliemienty-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "127004"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415257907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация "Изменения и управление в практике" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-izmienieniia-i-upravlieniie-v-praktikie"
    ["file_id"] => string(6) "129773"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415772809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства