Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» для лагерей с дневным пребыванием
Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» для лагерей с дневным пребыванием
Направление 1. «Управление современным детским оздоровительным учреждением: инновационный подход».
Вопрос 2. «Планирование лагерной смены через призму экологического воспитания».
Проект профильной смены «В волшебной Эколандии»
Оздоровительная программа
«Человек и природа»
Введение
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы «Человек и природа»
3. Основные принципы программы
4. Содержание программы
5. Период адаптации в лагере
6. Основные формы работы:
7. Примерные поручения в лагере
8. Функциональная модель лагеря
9. Законы в лагере:
10. Права воспитанников:
11. Схема управления лагерем
12. Педагогические кадры
13. Принципы деятельности коллектива
14. Художественное оформление смены
15. Предполагаемые результаты
16. Перспективность развития программы «Человек и природа»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» для лагерей с дневным пребыванием »
Знакомова Анна Александровна,
учитель начальных классов,
начальник школьного лагеря
Тушинцева Наталья Юрьевна,
педагог-организатор,
заместитель начальника школьного лагеря
ГБОУ СОШ №32 имени Л.В.Бобковой
г. Севастополь
Направление 1. «Управление современным детским оздоровительным учреждением: инновационный подход».
Вопрос 2. «Планирование лагерной смены через призму экологического воспитания».
Проект профильной смены «В волшебной Эколандии»
Оздоровительная программа
«Человек и природа»
Введение
Прошел месяц май – и школьники отправились в длительный «отпуск»… Кто-то поехал отдыхать в горы, кто-то на речку, а кто-то остался в родном городе и… за неделю, другую что-то сожмется в маленьком детском сердечке и потянет его какая-то неизвестная сила к школьному порогу…
А мы, взрослые, готовы помочь ребенку в эти летние месяцы интересно отдыхать, развиваться и расти. На протяжении 10 лет существует в нашей школе лагерь «Радуга», одна смена может принять около 120 детей. Мы учим, помогаем детям организовывать свой отдых. Наш лагерь работает в экологическом направлении, поэтому название смены было выбрано «В волшебной Эколандии».
1. Пояснительная записка
Программа «Человек и природа» ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста с условием организации оздоровления детей в пришкольном лагере с дневным пребыванием «Радуга».
Творческой группой средней школы № 32 выбрана тема «Экологическое воспитание человека» исходя из главных проблем города — экологических, поскольку город – крупный туристический центр, где экологическая проблема одна из главных.
С момента появления человека на планете Земля началось его воздействие на животный и растительный мир. С каждым десятилетием масштабы этого
воздействия резко возрастали. Каждый шаг по пути к прогрессу был сделан за счет природы. Воздействие человека на природу постоянно усиливается и становится все более разнообразным. Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений и животных, не проявляя при этом ни малейшей заботы об их спасении. Равнодушие к природе — огромное зло, которое приводит к плачевным результатам. Так не может и не должно продолжаться. Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть детская школьная организация. Учащиеся могут и должны активно участвовать в природоохранительной деятельности.
Формирование экологического сознания — одна из самых актуальных задач современного воспитания, и мы в своей программе «Человек и природа» предлагаем решать эти задачи путем вовлечения учащихся в практическую природоохранную деятельность.
Главный девиз программы: «Будем же активными участниками охраны природы!»
Программа работы нашего лагеря направлена на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, на воспитание чувства человеческого достоинства, формирование понимания ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Программа реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса в течение учебного года и во время летней оздоровительной кампании.
2. Цели и задачи программы «Человек и природа»
Цели: создание пространства для самореализации учащихся, познания, общения, самоутверждения через включение их в жизнь общества посредством социально значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания школьников.
Задачи:
— максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и не удовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, двигательных);
— широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
— организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;
— воспитывать экологическую грамотность;
— выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
— развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении лагерем;
3. Основные принципы программы
Основными принципами, на которые опирается программа «Человек и природа», являются природосообразность, гуманизация, демократизация, системность и принцип совместной деятельности.
Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы деятельности пришкольного лагеря соответствовали определенной половой и возрастной дифференциации. Этот принцип предполагает воспитание определенных этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, знание законов охраны природы, соответственное мышление и поведение.
Принцип гуманизации подразумевает «очеловечивание» системы организации через личностно-ориентированный подход в процессе воспитания. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребенка необходимы в комплексе с актуализацией всего коллектива пришкольного лагеря, а личностно-ориентированный подход дает возможность развития личности ребенка и способствует становлению его духовно-нравственных ценностей.
Принцип демократизации предполагает равноправное и добровольное участие всех членов пришкольного лагеря в работе различных кружков, участие в различных отрядных и лагерных мероприятиях в соответствии с собственными интересами учащегося.
Принцип системности требует рассматривать деятельность лагеря не только как самостоятельного, временного объединения учащихся, но и как часть общешкольной деятельности. В свою очередь школьная детская организация является частью городской..
Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе.
Включение в социально значимую деятельность позволяет учащимся раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. В любом из видов деятельности необходима опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. Воспитание ребенка делами дает намного больший воспитательный эффект, чем воспитание словами.
4. Содержание программы
В содержание деятельности входит осмысление учащимися себя как части природы, собственной ответственности не только за себя, но и за свой коллектив, свою Родину, обретение собственной значимости. Наша программа включает два основных направления деятельности.
4.1. Направление «Я — человек».
Содержание:
Я — часть природы, моя жизнь — величайший дар природы. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Подготовка к выполнению основных социальных ролей. Воспитание понимания ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.
Рекомендуемые формы:
— акции милосердия; праздники добрых сердец: «Спасибо вам, пожилые люди», «С любовью к вам», «От всей души»;
— праздники, концерты, конкурсы, направленные на развитие творческих способностей: «Таланты Эколандии», «Здравствуй, Лето!», «Юморина»;
— кружки художественной самодеятельности, изобразительное искусство, музыкальные, вокальные, драматические;
— беседы на тему дружбы, семьи: диспут «Каким должен быть настоящий друг?»;
— мероприятия, направленные на формирование у детей сознательного отношения к укреплению своего здоровья, навыков санитарно-гигиенической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни: Дни здоровья, праздники «Друзья Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», уроки здоровья, встречи с медработниками: «Секреты здоровья», работа спортивных секций;
— спортивно-массовая работа: «День бегуна», «Веселые старты», «Малые олимпийские игры», «Я буду чемпионом»; соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», « Эвакуация отрядов», «Все на поиски пиратского клада», знакомство с фитотерапией «Природные врачеватели», работа фитокружка.
4.2. Направление «Природа».
Содержание:
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека. Изучение природы родного края, экологического состояния. Забота о своей «малой» родине, состоянии своего города, улицы, школы. Изучение культурного наследия родного края, его истории, традиций, обычаев. Способы общения человека с природой. Рекомендуемые формы:
— беседа и наблюдения: «По страницам Красной книги», «В мире животных», «Правила взаимоотношений человека с природой»;
— викторины эколого-биологического содержания «Что я знаю о крымской земле»;
— конкурсы рисунков «Береги природу», «Я — житель планеты Земля»;
— выпуск экологических плакатов, листовок «Люди, берегите Землю!»;
— изучение истории Крыма, г. Севастополя, быта народов, населяющих наш край, народных промыслов;
— традиционные украинские народные праздники;
— работа по благоустройству школьного двора (операции: «Красоту и уют школьному двору», «Цветите наши клумбы»), конкурс на лучший проект ландшафтного дизайна школьного двора, «Зеленый вестник» — работа пресс-центра, выпуск школьной газеты.
5. Период адаптации в лагере
Чтобы процесс вхождения детей в новую обстановку прошел плавно и безболезненно, необходимо:
— как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;
— приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;
— создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и все здание школы;
— сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать «звенья», «соцветия», «экипажи», «команды»;
— дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;
— сформировать у детей и подростков представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с программой смены, привлечь детей к составлению плана работы.
Конкурсы: рисунков; стенгазет; поделок из природного материала, замков из песка; талантов; сказочников («Жили-были...»); эрудитов; знатоков (спорта, музыки, кинофильмов, поэзии и т.д.), «Что? Где? Когда?»; коллекционеров; «Мисс лагеря»; «А ну-ка, мальчики!»; «А ну-ка, девочки!», КВН.
Структура общелагерных мероприятий
Общелагерные праздники: «Открытие лагерной смены»; «День Нептуна»; «По страничкам Красной книги», «Закрытие лагерной смены», «День защиты Черного моря».
Общелагерные спортивные мероприятия: «Веселые старты», «Спартакиады» «Эвакуация по отрядам» «В поисках пиратского клада», День здоровья.
Познавательно-развлекательные праздники: День защиты окружающей среды; День интересных затей; День народных традиций; День бантиков; День зеленого огонька; День кино; «Морские путешествия»; «Тропинками истории».
Различные фестивали.
7. Примерные поручения в лагере
Постоянные: командир; пресс-центр: редколлегия (оформители, художники) и журналисты; спортивный руководитель.
Сменные: дежурные: по лагерю и по столовой; творческая группа «Сюрприз» (готовит коллективные творческие дела); руководитель «Бюро добрых услуг» (готовит трудовые и другие полезные дела).
8. Функциональная модель лагеря
Содержание деятельности строится на основе функциональных модулей.
Информационный
(встречи, беседы, работа в библиотеке)
Развивающий
(практикумы, тренинги, работа творческих мастерских)
Творческий
(дискотеки, игры, конкурсы)
Оздоровительный
(спортивные мероприятия, отдых на природе, беседы, валеологические конгрессы)
Психолого-педагогический
(анкетирование, тренинги)
Опытно-практический
(обмен опытом в различных сферах)
9. Законы в лагере:
• Закон точного времени.
• Закон территории: территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность.
• Закон охраны природы.
• Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).
• Закон здорового образа жизни.
• Закон «рука об руку» (все делать вместе, сообща).
• Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
• Закон свободы слова.
10. Права воспитанников:
• Право уважения личности.
• Право творческого созидания (индивидуального и коллективного творчества).
• Право познания.
• Право свободы выбора деятельности.
• Право свободного общения.
• Право на информацию.
• Право на инициативу.
• Право быть счастливым.
• Право на ошибку.
11. Схема управления лагерем
Педагогические кадры
Начальник лагеря, воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализируют деятельность отрядов.
Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Вожатский сектор: организует и поддерживает работу отрядов, обеспечивает безопасность детей. В «Радуге» существует такой орган самоуправления как «Вожатский сектор». Старшеклассники желающие посвятить свою жизнь педагогической деятельности сначала обучаются в «Школе старшего вожатого» где опытные преподаватели передают свой опыт работы новому поколению, а затем дети проходят практику в качестве вожатых на отрядах.
Это даёт возможность старшеклассникам вовремя понять, правильно ли они определились с проф. ориентацией.
13. Принципы деятельности коллектива
1. Принцип педагогического профессионализма.
2. Принцип уважения личности ребенка.
3. Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.
4. Принцип поддержки детских инициатив и творчества.
5. Принцип самоуправления детского коллектива.
6. Принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
7. Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
8. Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.
14. Художественное оформление смены
— Информационный стенд «Лагерь «Радуга»: распорядок дня, «Чудо-календарь» (план смены); «Здравствуй, новый день!» (план на день); «Академия открытий» (график работы студий, секций, кружков);
— Информационные листки по безопасности жизнедеятельности.
— Оформление отрядов: название; девиз, эмблема, песня и другие символы; органы самоуправления; «Чудо-календарь» (план на день); «Погодный барометр» «экран соревнований», «экран дежурств»; прочая информация.
15. Предполагаемые результаты
Результатом реализации программы должна стать сформированная готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:
— эмоциональную готовность — восприимчивость к миру природы чувства удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;
— интеллектуальную готовность — определенный уровень информированность детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры;
— деловую готовность — возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, школы, улицы, города;
— создание в школе здоровьесберегающей среды.
Такая готовность подразумевает определенный уровень экологической воспитанности, от которой зависит в целом будущее как самой природы, так и всего человечества, и этот уровень определяется не тем, что человек говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он эти правила выполняет. Таким образом, другой ожидаемый результат программы — это сформированность гражданской позиции подростка, принятие и ответственное выполнение им законов существования человека в природе и обществе, ответственность за собственные поступки и действия, осознание ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни.
16. Перспективность развития программы «Человек и природа»
Экологическая деятельность поддерживается государственной и региональной политикой. Администрация Севастополя подтвердила свое намерение обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды. При переводе концепции из теоретического плана в практический возрастает потребность в экологической культуре или экологической воспитанности людей, поэтому программа «Человек и природа» имеет будущее.
Программа может быть использована для экологической деятельности в любой детской организации, так как объектов, требующих экологической заботы в зоне действия, в любой детской организации достаточно много.
Программа может быть изменена в соответствии с потребностями социума.
17. Паспорт
пришкольного лагеря «Радуга» ГБОУ СОШ №32 имени Л.В Бобковой
1.Характеристика возможности лагеря.
Пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга» расположен в основном здании ОШ №32.
Вместимость в лагерную смену 120 человек.
Сроки - с 01.06.20__ года по 21.06.20__ года.
Режим работы с 8-00 ч. до 14-00 часов.
2. Состав педагогического коллектива.
В течение лагерных смен (с 01.06.___ по 21.06.___г) по штатному расписанию лагеря работает 15 человек:
Начальник лагеря.
Воспитатели – 6 чел.
Медсестра – 1 чел.
Тех.служащая – 1 чел.
Инструктор по физическому воспитанию – 3 чел .
Музыкальный руководитель –2 чел .
Инспектор по питанию – 1 чел .
3. Территория, помещения.
При работе летнего оздоровительного лагеря используется территория СОШ №32, спортивная площадка, а также:
Отрядные комнаты – 3
Кабинет психолога – 1
Кабинет медработника – 1
Туалетные комнаты – 2
Спортзал, актовый зал.
4. Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:
Спортинвентарь:
Мячи резиновые и волейбольные – 4 шт.
Бадминтоны – 3 шт.
Настольный теннис – 1 шт.
Обручи – 6 шт.
Дартсы детские – 2 шт.
Пазлы – 4 шт.
Игры настольные – 6 шт.
Аппаратура:
Телевизор – 2 шт.
Видеомагнитофон – 1 шт.
DVD – 2 шт.
Микрофон – 2шт.
Магнитофон – 1 шт.
Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.
Картотека «Мониторинг воспитанников»
Смена
(месяц
год)
Всего детей
Пол
Какой раз в лагере
мальчики
девочки
1-й
2-й
3-й
Более
3 раз
Категория воспитанников
20_____
20_____
Из многодетных семей
Из социально незащищенных семей
Из числа детей сирот
Из семей одиноких родителей
Дети из семей, оказавшихся в социально опасном положении
Стоящие на внутришкольном учете в школе
Дети из малообеспеченных детей
Органы самоуправления в лагере
№
Актив лагеря
1 отряд
2 отряд
3 отряд
1
Командир отряда
2
Помощник командира отряда
3
Ответственные за санитарное состояние
4
Цветовод
5
Физорг
6
Редколлегия
7
Затейник
Зачисляются в лагерь дети на основании заполненных родителями путевок.