kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» для лагерей с дневным пребыванием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление 1. «Управление современным детским оздоровительным учреждением: инновационный подход». Вопрос 2. «Планирование лагерной смены через призму экологического воспитания». Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» Оздоровительная программа «Человек и природа» Введение 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи программы «Человек и природа» 3. Основные принципы программы 4. Содержание программы 5. Период адаптации в лагере 6. Основные формы работы: 7. Примерные поручения в лагере 8. Функциональная модель лагеря 9. Законы в лагере: 10. Права воспитанников: 11. Схема управления лагерем 12. Педагогические кадры 13. Принципы деятельности коллектива 14. Художественное оформление смены 15. Предполагаемые результаты 16. Перспективность развития программы «Человек и природа»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» для лагерей с дневным пребыванием »

Знакомова Анна Александровна,

учитель начальных классов,

начальник школьного лагеря

Тушинцева Наталья Юрьевна,

педагог-организатор,

заместитель начальника школьного лагеря

ГБОУ СОШ №32 имени Л.В.Бобковой

г. Севастополь

Направление 1. «Управление современным детским оздоровительным учреждением: инновационный подход».

Вопрос 2. «Планирование лагерной смены через призму экологического воспитания».

Проект профильной смены «В волшебной Эколандии»

Оздоровительная программа

«Человек и природа»

Введение

Прошел месяц май – и школьники отправились в длительный «отпуск»… Кто-то поехал отдыхать в горы, кто-то на речку, а кто-то остался в родном городе и… за неделю, другую что-то сожмется в маленьком детском сердечке и потянет его какая-то неизвестная сила к школьному порогу…

А мы, взрослые, готовы помочь ребенку в эти летние месяцы интересно отдыхать, развиваться и расти. На протяжении 10 лет существует в нашей школе лагерь «Радуга», одна смена может принять около 120 детей. Мы учим, помогаем детям организовывать свой отдых. Наш лагерь работает в экологическом направлении, поэтому название смены было выбрано «В волшебной Эколандии».

1. Пояснительная записка

Программа «Человек и природа» ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста с условием организации оздоровления детей в пришкольном лагере с дневным пребыванием «Радуга».

Творческой группой средней школы № 32 выбрана тема «Экологическое воспитание человека» исходя из главных проблем города — экологических, поскольку город – крупный туристический центр, где экологическая проблема одна из главных.

С момента появления человека на планете Земля началось его воздействие на животный и растительный мир. С каждым десятилетием масштабы этого

воздействия резко возрастали. Каждый шаг по пути к прогрессу был сделан за счет природы. Воздействие человека на природу постоянно усиливается и становится все более разнообразным. Как часто человек бывает в роли наблюдателя гибели растений и животных, не проявляя при этом ни малейшей заботы об их спасении. Равнодушие к природе — огромное зло, которое приводит к плачевным результатам. Так не может и не должно продолжаться. Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть детская школьная организация. Учащиеся могут и должны активно участвовать в природоохранительной деятельности.

Формирование экологического сознания — одна из самых актуальных задач современного воспитания, и мы в своей программе «Человек и природа» предлагаем решать эти задачи путем вовлечения учащихся в практическую природоохранную деятельность.

Главный девиз программы: «Будем же активными участниками охраны природы!»

Программа работы нашего лагеря направлена на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, на воспитание чувства человеческого достоинства, формирование понимания ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.

Программа реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса в течение учебного года и во время летней оздоровительной кампании.

2. Цели и задачи программы «Человек и природа»

Цели: создание пространства для самореализации учащихся, познания, общения, самоутверждения через включение их в жизнь общества посредством социально значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания школьников.

Задачи:

— максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и не удовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, двигательных);

— широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

— организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;

— воспитывать экологическую грамотность;

— выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

— развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении лагерем;

3. Основные принципы программы

Основными принципами, на которые опирается программа «Человек и природа», являются природосообразность, гуманизация, демократизация, системность и принцип совместной деятельности.

Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы деятельности пришкольного лагеря соответствовали определенной половой и возрастной дифференциации. Этот принцип предполагает воспитание определенных этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, знание законов охраны природы, соответственное мышление и поведение.

Принцип гуманизации подразумевает «очеловечивание» системы организации через личностно-ориентированный подход в процессе воспитания. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребенка необходимы в комплексе с актуализацией всего коллектива пришкольного лагеря, а личностно-ориентированный подход дает возможность развития личности ребенка и способствует становлению его духовно-нравственных ценностей.

Принцип демократизации предполагает равноправное и добровольное участие всех членов пришкольного лагеря в работе различных кружков, участие в различных отрядных и лагерных мероприятиях в соответствии с собственными интересами учащегося.

Принцип системности требует рассматривать деятельность лагеря не только как самостоятельного, временного объединения учащихся, но и как часть общешкольной деятельности. В свою очередь школьная детская организация является частью городской..

Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе.

Включение в социально значимую деятельность позволяет учащимся раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. В любом из видов деятельности необходима опора на чувства ребенка, а не только на его со­знание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. Воспитание ребенка делами дает намного больший воспитательный эффект, чем воспитание словами.

4. Содержание программы

В содержание деятельности входит осмысление учащимися себя как части природы, собственной ответственности не только за себя, но и за свой коллектив, свою Родину, обретение собственной значимости. Наша программа включает два основных направления деятельности.

4.1. Направление «Я — человек».

Содержание:

Я — часть природы, моя жизнь — величайший дар природы. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Подготовка к выполнению основных социальных ролей. Воспитание понимания ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Рекомендуемые формы:

— акции милосердия; праздники добрых сердец: «Спасибо вам, пожилые люди», «С любовью к вам», «От всей души»;

— праздники, концерты, конкурсы, направленные на развитие творческих способностей: «Таланты Эколандии», «Здравствуй, Лето!», «Юморина»;

— кружки художественной самодеятельности, изобразительное искусство, музыкальные, вокальные, драматические;

— конкурсы: «Казачий курень», «Наши школьные традиции», «Юные Аксиньи»;

— организация шефской помощи детскому саду,

— беседы на тему дружбы, семьи: диспут «Каким должен быть настоящий друг?»;

— мероприятия, направленные на формирование у детей сознательного отношения к укреплению своего здоровья, навыков санитарно-гигиенической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни: Дни здоровья, праздники «Друзья Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», уроки здоровья, встречи с медработниками: «Секреты здоровья», работа спортивных секций;

— спортивно-массовая работа: «День бегуна», «Веселые старты», «Малые олимпийские игры», «Я буду чемпионом»; соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», « Эвакуация отрядов», «Все на поиски пиратского клада», знакомство с фитотерапией «Природные врачеватели», работа фитокружка.

4.2. Направление «Природа».

Содержание:

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека. Изучение природы родного края, экологического состояния. Забота о своей «малой» родине, состоянии своего города, улицы, школы. Изучение культурного наследия родного края, его истории, традиций, обычаев. Способы общения человека с природой. Рекомендуемые формы:

— беседа и наблюдения: «По страницам Красной книги», «В мире животных», «Правила взаимоотношений человека с природой»;

— викторины эколого-биологического содержания «Что я знаю о крымской земле»;

— конкурсы рисунков «Береги природу», «Я — житель планеты Земля»;

— выпуск экологических плакатов, листовок «Люди, берегите Землю!»;

— посещение краеведческого музея нашего города;

— игра-путешествие «Чудеса Крыма»;

— конкурсы стихотворений, сочинений, рисунков «Люблю тебя, заповедный край»;

— изучение истории Крыма, г. Севастополя, быта народов, населяющих наш край, народных промыслов;

— традиционные украинские народные праздники;

— работа по благоустройству школьного двора (операции: «Красоту и уют школьному двору», «Цветите наши клумбы»), конкурс на лучший проект ландшафтного дизайна школьного двора, «Зеленый вестник» — работа пресс-центра, выпуск школьной газеты.

5. Период адаптации в лагере

Чтобы процесс вхождения детей в новую обстановку прошел плавно и безболезненно, необходимо:

— как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;

— приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;

— создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и все здание школы;

— сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать «звенья», «соцветия», «экипажи», «команды»;

— дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;

— сформировать у детей и подростков представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с программой смены, привлечь детей к составлению плана работы.

6. Основные формы работы:

Коллективно-творческие дела: линейки, концерты, викторины, дискотеки, беседы, игры, экскурсии, походы, театрализованные представления.

Конкурсы: рисунков; стенгазет; поделок из природного материала, замков из песка; талантов; сказочников («Жили-были...»); эрудитов; знатоков (спорта, музыки, кинофильмов, поэзии и т.д.), «Что? Где? Когда?»; коллекционеров; «Мисс лагеря»; «А ну-ка, мальчики!»; «А ну-ка, девочки!», КВН.

Структура общелагерных мероприятий

Общелагерные праздники: «Открытие лагерной смены»; «День Нептуна»; «По страничкам Красной книги», «Закрытие лагерной смены», «День защиты Черного моря».

Общелагерные спортивные мероприятия: «Веселые старты», «Спартакиады» «Эвакуация по отрядам» «В поисках пиратского клада», День здоровья.

Познавательно-развлекательные праздники: День защиты окружающей среды; День интересных затей; День народных традиций; День бантиков; День зеленого огонька; День кино; «Морские путешествия»; «Тропинками истории».

Различные фестивали.

7. Примерные поручения в лагере

Постоянные: командир; пресс-центр: редколлегия (оформители, художники) и журналисты; спортивный руководитель.

Сменные: дежурные: по лагерю и по столовой; творческая группа «Сюрприз» (готовит коллективные творческие дела); руководитель «Бюро добрых услуг» (готовит трудовые и другие полезные дела).

8. Функциональная модель лагеря

Содержание деятельности строится на основе функциональных модулей.

Информационный

(встречи, беседы, работа в библиотеке)

Развивающий

(практикумы, тренинги, работа творческих мастерских)

Творческий

(дискотеки, игры, конкурсы)


Оздоровительный

(спортивные мероприятия, отдых на природе, беседы, валеологические конгрессы)


Психолого-педагогический

(анкетирование, тренинги)

Опытно-практический

(обмен опытом в различных сферах)


9. Законы в лагере:

• Закон точного времени.

• Закон территории: территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность.

• Закон охраны природы.

• Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).

• Закон здорового образа жизни.

• Закон «рука об руку» (все делать вместе, сообща).

• Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

• Закон свободы слова.

10. Права воспитанников:

• Право уважения личности.

• Право творческого созидания (индивидуального и коллективного творчества).

• Право познания.

• Право свободы выбора деятельности.

• Право свободного общения.

• Право на информацию.

• Право на инициативу.

• Право быть счастливым.

• Право на ошибку.

11. Схема управления лагерем

  1. Педагогические кадры

Начальник лагеря, воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализируют деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической под­держки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Вожатский сектор: организует и поддерживает работу отрядов, обеспечивает безопасность детей. В «Радуге» существует такой орган самоуправления как «Вожатский сектор». Старшеклассники желающие посвятить свою жизнь педагогической деятельности сначала обучаются в «Школе старшего вожатого» где опытные преподаватели передают свой опыт работы новому поколению, а затем дети проходят практику в качестве вожатых на отрядах.

Это даёт возможность старшеклассникам вовремя понять, правильно ли они определились с проф. ориентацией.

13. Принципы деятельности коллектива

1. Принцип педагогического профессионализма.

2. Принцип уважения личности ребенка.

3. Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.

4. Принцип поддержки детских инициатив и творчества.

5. Принцип самоуправления детского коллектива.

6. Принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей.

7. Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.

8. Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.

14. Художественное оформление смены

— Информационный стенд «Лагерь «Радуга»: распорядок дня, «Чудо-календарь» (план смены); «Здравствуй, новый день!» (план на день); «Академия открытий» (график работы студий, секций, кружков);

— Информационные листки по безопасности жизнедеятельности.

— Оформление отрядов: название; девиз, эмблема, песня и другие символы; органы самоуправления; «Чудо-календарь» (план на день); «Погодный барометр» «экран соревнований», «экран дежурств»; прочая информация.


15. Предполагаемые результаты

Результатом реализации программы должна стать сформированная готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает в себя следующее:

— эмоциональную готовность — восприимчивость к миру природы чувства удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;

— интеллектуальную готовность — определенный уровень информированность детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознания себя как носителя экологической культуры;

— деловую готовность — возможность реализовывать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, школы, улицы, города;

— создание в школе здоровьесберегающей среды.

Такая готовность подразумевает определенный уровень экологической воспитанности, от которой зависит в целом будущее как самой природы, так и всего человечества, и этот уровень определяется не тем, что человек говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он эти правила выполняет. Таким образом, другой ожидаемый результат программы — это сформированность гражданской позиции подростка, принятие и ответственное выполнение им законов существования человека в природе и обществе, ответственность за собственные поступки и действия, осознание ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни.

16. Перспективность развития программы «Человек и природа»

Экологическая деятельность поддерживается государственной и региональной политикой. Администрация Севастополя подтвердила свое намерение обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды. При переводе концепции из теоретического плана в практический возрастает потребность в экологической культуре или экологической воспитанности людей, поэтому программа «Человек и природа» имеет будущее.

Программа может быть использована для экологической деятельности в любой детской организации, так как объектов, требующих экологической заботы в зоне действия, в любой детской организации достаточно много.

Программа может быть изменена в соответствии с потребностями социума.

17. Паспорт

пришкольного лагеря «Радуга» ГБОУ СОШ №32 имени Л.В Бобковой

1.Характеристика возможности лагеря.

Пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга» расположен в основном здании ОШ №32.

Вместимость в лагерную смену 120 человек.

Сроки - с 01.06.20__ года по 21.06.20__ года.

Режим работы с 8-00 ч. до 14-00 часов.

2. Состав педагогического коллектива.

В течение лагерных смен (с 01.06.___ по 21.06.___г) по штатному расписанию лагеря работает 15 человек:

  • Начальник лагеря.

  • Воспитатели – 6 чел.

  • Медсестра – 1 чел.

  • Тех.служащая – 1 чел.

  • Инструктор по физическому воспитанию – 3 чел .

  • Музыкальный руководитель –2 чел .

  • Инспектор по питанию – 1 чел .

3. Территория, помещения.

При работе летнего оздоровительного лагеря используется территория СОШ №32, спортивная площадка, а также:

  • Отрядные комнаты – 3

  • Кабинет психолога – 1

  • Кабинет медработника – 1

  • Туалетные комнаты – 2

  • Спортзал, актовый зал.

4. Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:

Спортинвентарь:

  • Мячи резиновые и волейбольные – 4 шт.

  • Бадминтоны – 3 шт.

  • Настольный теннис – 1 шт.

  • Обручи – 6 шт.

  • Дартсы детские – 2 шт.

  • Пазлы – 4 шт.

  • Игры настольные – 6 шт.

Аппаратура:

  • Телевизор – 2 шт.

  • Видеомагнитофон – 1 шт.

  • DVD – 2 шт.

  • Микрофон – 2шт.

  • Магнитофон – 1 шт.

Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

Картотека «Мониторинг воспитанников»

Смена

(месяц

год)


Всего детей


Пол


Какой раз в лагере

мальчики

девочки

1-й

2-й

3-й

Более

3 раз










Категория воспитанников

20_____

20_____

Из многодетных семей



Из социально незащищенных семей



Из числа детей сирот



Из семей одиноких родителей



Дети из семей, оказавшихся в социально опасном положении



Стоящие на внутришкольном учете в школе



Дети из малообеспеченных детей




Органы самоуправления в лагере

Актив лагеря

1 отряд

2 отряд

3 отряд

1

Командир отряда




2

Помощник командира отряда




3

Ответственные за санитарное состояние




4

Цветовод




5

Физорг




6

Редколлегия




7

Затейник





Зачисляются в лагерь дети на основании заполненных родителями путевок.

18. Образец путевки


ФИО ребенка_____________________

Класс_______Смена___с_____до____

ФИО родителей___________________

Домашний адрес__________________

Телефон моб._____________д._______

Подпись родителей________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект профильной смены «В волшебной Эколандии» для лагерей с дневным пребыванием

Автор: Знакомова Анна Александровна, Тушинцева Наталья Юрьевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства