Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках окружающего мира»
Проектная деятельность на уроках окружающего мира.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.
Покажем это на примере проекта по теме «Жизнь леса».
Цель проекта: повышение экологической грамотности учащихся через формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы.
Задачи: познакомить с особенностями растительного и животного мира лесов; выявить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека; учить применять знания в новых условиях при создании творческого продукта – книги о жизни леса; развивать умение распознавать проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности; развивать познавательный интерес и активность, умение работать с литературой; формировать навыки исследовательской деятельности; учить публично выступать и представлять свой творческий продукт.
Проект охватывает следующие учебные темы по окружающему миру: «Леса России», «Лес и человек», «Жизнь леса».
Самостоятельная деятельность учащихся в проекте: работа с источниками литературы, поиск информационного и иллюстративного материала, рассматривание иллюстраций животных и растений, подбор к тексту иллюстраций, поиск в лесу «сигналов бедствия».
Роль учителя: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.
Прогнозируемый результат: создание книги «Жизнь леса»; формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения выступать и представлять проект.
Описание проекта.
1-й этап. Подготовка.
1. Экскурсия в лес с целью знакомства с растительным и животным миром.
2. Экскурсия в районный краеведческий музей с целью знакомства с растительным и животным миром нашего края.
3. Проведение классного часа на тему «В гости к мудрой книге», цель которого – знакомство с историей происхождения книги и ее составными частями (данные знания пригодились учащимся при оформлении книги).
4. Проведение урока внеклассного чтения на тему «Лес – наш лучший друг», на котором учащиеся познакомились с произведениями писателей и поэтов о лесе. В ходе беседы выяснилось, что человек не всегда справедлив по отношению к нашему общему другу. Отслеживая экологические проблемы леса, учащиеся наметили пути их решения. Один из них – выпуск книги о жизни леса. Так проблема преобразовалась в цель их деятельности.
2-й этап. Планирование.
1. Формирование групп для проведения исследования и сбора информации: группа для проведения исследования «Сигналы бедствия в лесу»; группа для сбора информации о животном мире края; группа для сбора информации о растительном мире; группа для оформления книги.
2. Обсуждение собранного материала.
1-я группа рассказала о сигналах бедствия в лесу. В результате обсуждения пришли к решению: придумать и нарисовать для книги знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. 2-я группа рассказала о проделанной работе и пришла к выводу: поместить в книгу заметки о животных, иллюстрации, используя собранный материал. 3-я группа, познакомив присутствующих со своими наработками решила опубликовать в книге заметки о растениях, фотографии. 4-я группа поделилась идеями об оформлении книги, назначила главного редактора и художника-оформителя.
3. Самостоятельная работа групп.
Важными условиями работы было сотрудничество родителей и детей, сотрудничество детей внутри детского коллектива, сотрудничество с учителем.
3-й этап. Защита результатов.
4-й этап. Рефлексия.
Дети и учитель оценивали работу по таким критериям: полнота раскрытия темы, соответствие содержания и иллюстративного материала, активность, аккуратность оформления.
Литература
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».-М.: ВАКО, 2004.
Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа.-2010.-№ 10.