kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические особенности адаптации первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                               Родительское собрание        

                                                                                                                      Психолог Ливадийского УВК ,                                                                                                            учитель начальных классов – Асанова Л.Р.

                                        Психологические особенности адаптации первоклассников

Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям жизни, деятельности. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд заданий, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Привыкнуть к тому, что в одном положении необходимо высидеть 4 урока, научиться не отвлекаться, следить за мыслью учителя и выполнять инструкции учителя это крайне трудно для шестилеток. А еще необходимо научиться управлять своими эмоциями и правильно общаться и с одноклассниками и учителем. От положительного прохождения адаптации первоклассника зависит комфортность его пребывания в школе, отношение к учебе.

         Физическая адаптация продолжается от двух до шести месяцев. В течение 2 - 3 недель организм ребенка на любые новые нагрузки отвечает значительной напряженностью всех систем. Поэтому возможны обострения хронических заболеваний, повышенная утомляемость.

         Социально-психологическая адаптация связана с возрастным кризисом, который приходится на 6 - 7 лет.  Естественно, что смены внешних позиций влекут за собой смены в психическом состоянии и в психической деятельности ребенка это и уровень самооценки

§ эмоционально-волевая сфера

§ интеллектуальное развитие

§ внутренняя мотивация к обучению

§ адаптивность к новому детскому коллективу, стремление занять лидерскую позицию.

В зависимости от скорости адаптации к новым условиям детей- первоклассников можно разделить на 3 группы.

Первая группа.  К ней относятся дети, которые быстро привыкают к коллективу, находят новых друзей. Они спокойны, уравновешенны, доброжелательны. В основном прибывают в хорошем настроении, легко выполняют инструкции учителя. Иногда у этих детей возникают небольшие трудности во взаимоотношениях с ровесниками и учителем. Однако через 1,5 - 2 месяца обучения в школе эти дети полностью приспосабливаются к новой ситуации, статусу ученика, режиму, к новым правилам и требованиям.

Вторая группа - дети с адаптацией средней тяжести, период адаптации у них более продолжительный. Такие дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с одноклассниками и учителем. Часто они играют на уроках, пытаются общаться с соседом по парте, иногда не реагируют на замечания учителя или реагируют обидой и слезами. У таких детей выявляются трудности в усвоении учебной программы. Однако в конце первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными к требованиям учителя и школы.

Дети, которые адаптируются с большим трудом, относятся к третьей группе. Такие дети сталкиваются со значительными трудностями в социально-психологической адаптации, имеют нарушения в состоянии здоровья, чаще - в нервной системе. Учебная нагрузка и режим обучения для этих детей - непомерный.Психологический портрет такого ребенка достаточно яркий. У детей наблюдаются негативные формы поведения, доминируют и неожиданно, т.е. беспричинно проявляются негативные эмоции. Учебную программу они усваивают с большими трудностями, мешают на уроках, дистанцируются, избегают контактов с учителем, не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками.Создавая оптимальный режим школьной жизни первоклассников психологи и педиатры стараются сделать все, чтобы ускорить процесс адаптации ребенка в школе. Поэтому вопросу очень много документов. И приказов, и интруктивно-методических писем. Основные позиции:

§ обучение первоклассников только в 1 смену

§ пятидневная рабочая неделя

§ на протяжении всего года уроки должны быть по 35 минут

§ в середине недели должен быть облегченный день (в связи с учетом биоритмического отимума, умственной и физической работоспособности)

§ отсутствие оценок и домашних заданий

Что касается оздоровительно-профилактической работы, то у медиков программа очень серьезная и детальная.

     В школе для обеспечения двигательной активности проводится

§ утренняя зарядка

§ физминутки не менее 2-х минут на каждом уроке

§ подвижные игры на переменках

§ занятия физкультурой не менее 2 раз

После школьных занятий ребенок должен посещать школьные спортивные кружки. Хорошо бы гулять с ребенком вечером, перед сном. Следует помнить, что первоклассникам рекомендовано посещение не более двух кружков.  Немного подробней хотелось бы остановиться на причинах дезадаптации первоклассников, т.к. зависит она от многих составляющих: это и семейная ситуация первоклассника, и состояние психического и физического здоровья, и то, что посещал или не посещал детский сад.                                                                                                  Но к основным психологическим причинам можно отнести:

§ детские и школьные страхи 

§ неустойчивость и слабая концентрация внимания

§ дефекты и недоразвитие речи (словарный запас)

§ стойкая неуспешность и уход от учебной деятельности

§ низкая мотивация обучения, часто она имеет одно объяснение - лень

§ недоразвитие мелкой моторики рук.

Детские или школьные страхи могут объясняться

§ неуверенностью в себе

§ страх одиночества (без мамы)

§ страх нового коллектива

§ страх неверно, не правильно ответить на вопрос учителя.

В данном случае можно рекомендовать родителям самим не демонстрировать перед ребенком свое волнение, потому что оно же передается. Не стоит проявлять гиперопеку, выдвигать требования к ребенку адекватные его возможностям.

     Со слабой концентрацией внимания, когда ребенок отвлекается на уроке, с трудом может сосредоточиваться справится можно только если родители помогают учителю. Учитель, конечно, должен развивать интерес ребенка к учебе, но дома необходимы занятия с мозаиками, мелкими предметами, пазлами, нужно читать, искать отличия в двух картинках. Более серьезные задания: находить и подчеркивать буквы в тексте. Например, в 1 абзаце А и М, во втором У и О. Работа логопедов по исправлению дефектов речи дает быстрый эффективный результат. Но и здесь необходима помощь родителей. Закрепление, упражнения, ежедневное общение с ребенком.Признаком стойкой или хронической неуспешности можно назвать повышенную тревожность, дезорганизацию учебной деятельности, плохое усвоение программы. Родителям не следует демонстрировать свое неудовольствие тем, что ребенок не справляется, а нужно отмечать даже небольшие успехи и искать причины отставания. То, что ребенок на уроках не слышит вопросов учителя, «выпадает» из класса, не выполняет задание - это признак погружения в себя, закрытости, проживания в своем внутреннем мире. А вот такая причина как негативистская демонстративность чаще проявляется в повышенном требовании внимания со стороны взрослых, да и всех кто окружает этого ребенка. Дети с такой проблемой как правило плохо себя ведут, демонстрируя поведение на привлечение внимания, часто нарушают дисциплину. Сюда же можно отнести и вербализм. Признаками вербализма является высокий уровень развития речи, но при этом некоторая задержка мышления (кроме образного). Так ребенок может давать четкие ответы на вопросы учителя, но не может справиться с заданиями школьной программы. Обычно такой ребенок имеет высокую самооценку, которая связана с завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности адаптации первоклассников »

Родительское собрание

Психолог УВК , учитель начальных классов – Асанова Л.Р.

Психологические особенности адаптации первоклассников

Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям жизни, деятельности. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд заданий, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Привыкнуть к тому, что в одном положении необходимо высидеть 4 урока, научиться не отвлекаться, следить за мыслью учителя и выполнять инструкции учителя это крайне трудно для шестилеток. А еще необходимо научиться управлять своими эмоциями и правильно общаться и с одноклассниками и учителем. От положительного прохождения адаптации первоклассника зависит комфортность его пребывания в школе, отношение к учебе.

Физическая адаптация продолжается от двух до шести месяцев. В течение 2 - 3 недель организм ребенка на любые новые нагрузки отвечает значительной напряженностью всех систем. Поэтому возможны обострения хронических заболеваний, повышенная утомляемость.

Социально-психологическая адаптация связана с возрастным кризисом, который приходится на 6 - 7 лет.

Естественно, что смены внешних позиций влекут за собой смены в психическом состоянии и в психической деятельности ребенка:

это и уровень самооценки

 эмоционально-волевая сфера

 интеллектуальное развитие

 внутренняя мотивация к обучению

 адаптивность к новому детскому коллективу, стремление занять лидерскую позицию.

В зависимости от скорости адаптации к новым условиям детей- первоклассников можно разделить на 3 группы.

Первая группа. К ней относятся дети, которые быстро привыкают к коллективу, находят новых друзей. Они спокойны, уравновешенны, доброжелательны. В основном прибывают в хорошем настроении, легко выполняют инструкции учителя. Иногда у этих детей возникают небольшие трудности во взаимоотношениях с ровесниками и учителем. Однако через 1,5 - 2 месяца обучения в школе эти дети полностью приспосабливаются к новой ситуации, статусу ученика, режиму, к новым правилам и требованиям.

Вторая группа - дети с адаптацией средней тяжести, период адаптации у них более продолжительный. Такие дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с одноклассниками и учителем. Часто они играют на уроках, пытаются общаться с соседом по парте, иногда не реагируют на замечания учителя или реагируют обидой и слезами. У таких детей выявляются трудности в усвоении учебной программы. Однако в конце первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными к требованиям учителя и школы.

Дети, которые адаптируются с большим трудом, относятся к третьей группе. Такие дети сталкиваются со значительными трудностями в социально-психологической адаптации, имеют нарушения в состоянии здоровья, чаще - в нервной системе. Учебная нагрузка и режим обучения для этих детей - непомерный.

Психологический портрет такого ребенка достаточно яркий. У детей наблюдаются негативные формы поведения, доминируют и неожиданно, т.е. беспричинно проявляются негативные эмоции. Учебную программу они усваивают с большими трудностями, мешают на уроках, дистанцируются, избегают контактов с учителем, не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Создавая оптимальный режим школьной жизни первоклассников психологи и педиатры стараются сделать все, чтобы ускорить процесс адаптации ребенка в школе. Поэтому вопросу очень много документов. И приказов, и интруктивно-методических писем. Основные позиции:

 обучение первоклассников только в 1 смену

 пятидневная рабочая неделя

 на протяжении всего года уроки должны быть по 35 минут

 в середине недели должен быть облегченный день (в связи с учетом биоритмического отимума, умственной и физической работоспособности)

 отсутствие оценок и домашних заданий

Что касается оздоровительно-профилактической работы, то у медиков программа очень серьезная и детальная.

В школе для обеспечения двигательной активности проводится

 утренняя зарядка

 физминутки не менее 2-х минут на каждом уроке

 подвижные игры на переменках

 занятия физкультурой не менее 2 раз

После школьных занятий ребенок должен посещать школьные спортивные кружки. Хорошо бы гулять с ребенком вечером, перед сном.

Следует помнить, что первоклассникам рекомендовано посещение не более двух кружков.

Немного подробней хотелось бы остановиться на причинах дезадаптации первоклассников, т.к. зависит она от многих составляющих: это и семейная ситуация первоклассника, и состояние психического и физического здоровья, и то, что посещал или не посещал детский сад.

Но к основным психологическим причинам можно отнести:

 детские и школьные страхи

 неустойчивость и слабая концентрация внимания

 дефекты и недоразвитие речи (словарный запас)

 стойкая неуспешность и уход от учебной деятельности

 низкая мотивация обучения, часто она имеет одно объяснение - лень

 недоразвитие мелкой моторики рук.

Детские или школьные страхи могут объясняться

 неуверенностью в себе

 страх одиночества (без мамы)

 страх нового коллектива

 страх неверно, не правильно ответить на вопрос учителя.

В данном случае можно рекомендовать родителям самим не демонстрировать перед ребенком свое волнение, потому что оно же передается. Не стоит проявлять гиперопеку, выдвигать требования к ребенку адекватные его возможностям.

Со слабой концентрацией внимания, когда ребенок отвлекается на уроке, с трудом может сосредоточиваться справится можно только если родители помогают учителю. Учитель, конечно, должен развивать интерес ребенка к учебе, но дома необходимы занятия с мозаиками, мелкими предметами, пазлами, нужно читать, искать отличия в двух картинках. Более серьезные задания: находить и подчеркивать буквы в тексте. Например, в 1 абзаце А и М, во втором У и О.

Работа логопедов по исправлению дефектов речи дает быстрый эффективный результат. Но и здесь необходима помощь родителей. Закрепление, упражнения, ежедневное общение с ребенком.

Признаком стойкой или хронической неуспешности можно назвать повышенную тревожность, дезорганизацию учебной деятельности, плохое усвоение программы.

Родителям не следует демонстрировать свое неудовольствие тем, что ребенок не справляется, а нужно отмечать даже небольшие успехи и искать причины отставания.

То, что ребенок на уроках не слышит вопросов учителя, «выпадает» из класса, не выполняет задание - это признак погружения в себя, закрытости, проживания в своем внутреннем мире.

А вот такая причина как негативистская демонстративность чаще проявляется в повышенном требовании внимания со стороны взрослых, да и всех кто окружает этого ребенка. Дети с такой проблемой как правило плохо себя ведут, демонстрируя поведение на привлечение внимания, часто нарушают дисциплину. Сюда же можно отнести и вербализм. Признаками вербализма является высокий уровень развития речи, но при этом некоторая задержка мышления (кроме образного). Так ребенок может давать четкие ответы на вопросы учителя, но не может справиться с заданиями школьной программы. Обычно такой ребенок имеет высокую самооценку, которая связана с завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Психологические особенности адаптации первоклассников

Автор: Асанова Лилия Рустемовна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Психологические особенности адаптации первоклассника"
    ["seo_title"] => string(60) "psikhologhichieskiie_osobiennosti_adaptatsii_piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "431661"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1507622775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Родительское собрание в 1 классе по теме «Трудности адаптации первоклассников к школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_po_teme_trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov_k_s"
    ["file_id"] => string(6) "540218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582040955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Как проходит адаптация первоклассника к школе в рамках реализации ФГОС?"
    ["seo_title"] => string(79) "kak_prokhodit_adaptatsiia_piervoklassnika_k_shkolie_v_ramkakh_riealizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "343049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473453811"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Родительское собрание: "Адаптация первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(65) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piervoklassnikov-k-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203773"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429542117"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Психологическое сопровождение родителей при переходе на ФГОСы. "
    ["seo_title"] => string(75) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-roditieliei-pri-pieriekhodie-na-fgosy"
    ["file_id"] => string(6) "223535"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437813364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2270 руб.
1520 руб.
2530 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства