Работа с одаренными детьми по технологии французских мастерских
Работа с одаренными детьми по технологии французских мастерских
Условиями возникновения и становления опыта стали противоречия:
- между наличием единого для всего класса учебного пособия и индивидуализированным темпом обучения одаренного ребенка;
- между образовательными потребностями одаренных детей и реальными возможностями их удовлетворения.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Ещё 10 лет назад я задумалась, как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми по технологии французских мастерских »
Выступление
«Из опыта работы с одаренными детьми по технологии французских мастерских»
Котёнок вырастает кошкой, такой же, как все на свете. Птенец превращается в птицу, Такую же, как все на свете. А дети читают, а дети мечтают И даже их папы и мамы не знают, Кем станут, кем вырастут дети.
Маленьких «Котяток» получаю каждые 4 года. Вот уже почти 15 лет я учитель начальных классов. Школа – моё призвание, моё «хобби», дело, которому я отдаю всю душу. Дети развиваются ежечасно также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо чуткое постоянное внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни.
2 слайд
Я предлагаю вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми по технологии французских мастерских. Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. 26 января 2007 г. утверждена Концепция федеральной целевой программы «Дети России» включающая подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».
А в президентской инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 4 февраля 2010 г. говорится о поддержке и сопровождении талантливых детей.
Условиями возникновения и становления опыта стали противоречия:
- между наличием единого для всего класса учебного пособия и индивидуализированным темпом обучения одаренного ребенка; - между образовательными потребностями одаренных детей и реальными возможностями их удовлетворения.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Ещё 10 лет назад я задумалась, как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!!
Прежде чем выдвинуть идею исследования, я изучила опыт великих педагогов. Размышления выдающихся людей - словно маяки в ночи. К ним стоит снова и снова возвращаться, задаваясь теми же вопросами. А вот ответ может родиться только свой собственный из личного опыта.
Идея опыта: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и самоопределения.
Новизна в разработке индивидуальной программы личностного развития младшего школьника.
Работу с детьми начинаю с самого первого класса. Чтобы определить признаки одаренности, я веду наблюдение, общаюсь с родителями; сотрудничаю с психологом.
Над разработкой этой системы французских мастерских трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.
Задачи технологии французских мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала;
Творческое осмысление учебного материала;
Саморазвитие ученика;
Повышение интереса к процессу обучения;
Развитие креативности;
Повышения уровня грамотности;
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
Развитие социальной компетенции.
И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.
В результате у учащихся формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. Жизнь ребёнка направляется на достижение успеха! Мы, взрослые, понимаем, что в нашей сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее. Развитие перспективного роста личности ученика, от Искорки до Звезды – значимой личности, человека, стремящегося к успеху в жизни – вот главное в технологии французских мастерских.
Концепция технологии
Почему же мастерские? Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, "назидателем", лектором и "урокодателем". Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.
Очень важные нюансы
Эта технология не ранжируют детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.
Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание.
Ученик движется к истине своим путём.
Ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания. Это наиболее актуально для одаренных детей, так как многие из них не оставляют за собой такого права. Если человек ошибается, значит он мыслит, развивается.
Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.
Предлагаю Вашему вниманию несколько элементов технологии, которые использую чаще всего: метод проектов, исследовательская деятельность, дидактические игры.
.Метод проектовпомогает активизировать учащихся. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. На уроках окружающего мира очень полезно использовать прием групповой работы «Атака мыслей». Примером реализации инновационно-коммуникативного занятия на уроке литературного чтения в 3 классе может служить урок по теме: «Может ли нравиться печальное?» Класс делится на группы, в каждой выбирается по одному человеку в «Совет дела», который разрабатывает проект КТД. Итог работы: участие ребят в инсценировании, сочинение проблемного характера. На этапе контроля использовала два типа: взаимный (ученик- ученик) и самоконтроль (ученик над собой).
Исследовательская деятельность. Учу детей восторженно воспринимать мир. Если учитель делает вид, что он всё знает, что его ничто не удивляет, если он строго, методически грамотно сам излагает свой предмет, то ему не освоить исследовательский принцип в обучении. Темы исследовательских работ рождаются прямо на глазах.
Дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Все Предметные недели проводились в форме игры-путешествия «Путешествие по океану знаний». Пять островов - пять тематических дней недели, посвященных отдельным видам работ. В первый день вывешивается план - карта «Путешествия по океану знаний». В конце каждого дня Недели карта будет заполняться материалами, рисунками, творческими отчетами, фотографиями. Принцип проведения Недели: каждый ребенок является активным участником всех событий Недели.
1 день
“Остров изобретений” – это день проведения творческих мини-проектов. Мини-проект “Символика нашего класса”, заключается в разработке символики своего класса, обосновании выбранных символов. Работа проходит в группах (4-5 человек). Задача: разработать и предложить на конкурс варианты символики своего класса, обосновать, почему именно такие символы выбраны и как они связаны с жизнью класса. Защита проектов проводится в форме конкурса.
Джон Дьюи в своих трудах писал, что для восприятия знаний учеником как действительно нужных ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые еще предстоит приобрести. Создавая символику своего класса, рисуя герб, сочиняя гимн, дети не только приобретают новые знания и умения, но и развивают личностные качества коммуникабельности, адекватной самооценки, умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми и самим собой.
2 день
“Остров радуги” посвящен естественно-научным и обществоведческим дисциплинам. Для развития любознательности и познавательного интереса учащихся учителя используют различные формы проведения уроков: игры-конкурсы, уроки- викторины. Основные принципы:
каждый ребенок имеет право на собственное мнение, вопрос “А как вы думаете?” - приоритетный;
будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
3 день
“Остров перемещений во времени и в пространстве” - это экскурсионный день.
Он позволил расширить рамки школы и школьных предметов, органично закрепить полученные знания, связав их с жизнью и историей села. Тематические экскурсии должны обеспечить интеграцию естественно-научных и обществоведческих знаний для формирования целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека. Темы экскурсий продумываются заранее исходя из планирования тем уроков, проводимых в предыдущий день Проектной Недели.
4 день
Остров “Эрудитов” – уроки математики и психологического развития, направленные на проявление творческих способностей детей, развитие гибкого, нестандартного мышления. Это день интеллектуальных игр, которые по-своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Девиз: “Лепи человека, пока ум ребенка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира”.
5 день
Завершает путешествие остров “Зрителя” - концерт учащихся начальной школы: выразительное чтение стихотворений, инсценировка басни, сказки, чтение стихов собственного сочинения, защита лучших проектов гербов класса. Этот день должен стать запоминающимся и ярким для детей. Это итог большого коллективного дела.
Предметные недели являются как бы логическим завершением, итогом работы по данной технологии.
Работая в данном направлении, я поняла, что без изменения содержания образования мне никак не обойтись.
Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.
Итоги работы по развитию интеллектуальных способностей по технологии французских мастерских:
Одним из результатов работы с одаренными детьми является постоянное участие моих детей во Всероссийских Олимпиадах, начиная с 2010 года.
Учащиеся моего класса принимали активное участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку «Инфоурок», «Видеоурок», «Блиц- турнир» по математике и русскому языку, «Летописец», «Русский медвежонок», «Кенгуру» и добились высоких результатов. Имеют дипломы победителей. Ребята принимают активное участие в разнообразных конкурса:
Межрегиональный проект «Дети России». Фото Арутюнян В., Макогоренко И,. Визавикиной А. размещены на «Всероссийской виртуальной Доске Успеха» за личные достижения.
Третий всероссийский творческий конкурс «Талантоха».
Международный конкурс «Талантливые дети».
Всероссийский конкурс для обучающихся и педагогов «Портфолио достижений»:
Всероссийский конкурс прикладного творчества «Пусть всегда будет солнце!»
Я также не отстаю от своих активных деток и стараюсь участвовать в конкурсах и фестивалях.
Мы все, кто в ответе за детей, не должны забывать пронизанные болью слова великого гуманиста Антуана де Сент – Экзюпери, обращенные, похоже, почти к каждому из нас: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил когда – то в тебе»