kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательского интереса младших школьников посредством чтения сказок на уроках литературного чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья описывает важность развития читательского интереса, а также предлагает методы и приемы для его развития

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательского интереса младших школьников посредством чтения сказок на уроках литературного чтения во 2 классе»

Развитие читательского интереса посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения во 2 классе

Не секрет, что одним из основных источников развития личности были и есть художественные книги. Известно их меньшее использование в жизни людей ввиду легкой доступности информации в интернете. Где как не в книгах человеку, особенно ребенку, искать не только жизненный опыт, но и чувство прекрасного. Поэтому сегодня как никогда важно развивать интерес к книгам. Чтение является уникальным инструментом развития личности, характера, нравственных качеств, а также речевой способности человека. Оно обогащает его словарный запас и помогает познать мир и себя.

Ребенок начинает работать с книгами в начальной школе, поэтому в это время важно привлечь младшего школьника к чтению, ведь как раз в этот период развиваются основные читательские навыки. Если в это время развить читательский интерес, то будет большая вероятность, что ученик будет продолжать читать, иначе время будет упущено. Учитель должен обладать достаточной компетентностью и эффективными навыками для развития этого интереса у младших школьников.

Уже во 2 классе ученики начинают знакомиться с русскими сказами на уроках литературного чтения. Они являются универсальным средством в обучении детей, ведь они просты в понимании, небольшие в объеме, но в то же время каждая сказка имеет свой особый смысл, поэтому они идеально подойдут для развития познавательного интереса к чтению.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного и инициативного гражданина. В названных документах признается необходимость развития у обучающихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

Из вышеизложенного следует, что развитие познавательного интереса к чтению играет одну из первостепенных ролей в обучении младшего школьника, ведь посредством него, происходит всесторонне развитие ученика, что является главной целью обучения в целом.

Интерес к чтению возникает лишь в том случае, когда ребёнок свободно владеет не просто чтением, ноосознанным чтением. Плохо читающий ребёнок, не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения, к тому же ничего не понимая - это не столько удовольствие, сколько мука.

Прежде всего, чтобы заинтересовать ребенка в чтении сказки, ее анализе, учитель сам должен быть заинтересован сказкой, должен знать ее содержание, а тем более смыслы в ней. Существуют некоторые базовые рекомендации, как учителю вести себя так, чтобы привлечь внимание ребенка:

- Выразительное чтение. Ребенок обратит внимание на яркую, эмоциональную и четкую речь учителя.

- Работа мимики. Благодаря тому, что учитель будет играть со своей мимикой, выражать с помощью лица эмоции на уроках литературы, дети обретут положительные эмоции

- Грамотная речь. Речь учителя, конечно, должна иметь большой словарный запас, так он сможет увлечь ребенка богатством описаний.

Однако, вышеперечисленного будет недостаточно для работы на уроке литературного чтения, нужно знать приемы и методы работы со сказкой, при чем такие, которые будут развивать интерес ребенка к сказкам и чтению в целом. Нужно использовать на уроках литературного чтения интересные методы и приемы проведения, например:

- Игра-путешествие

- Беседа и дискуссия по спорному нравственному вопросу

- Литературный диспут, где команды могут поделиться исходя из своих позиций по отношению к сказке и приводить аргументы в свою сторону;

- Сценка из отрывка сказки;

- Викторины в виде отгадывания вопросов о персонаже или смыслах сказок;

- Рисунки запечатлившихся сцен сказки;

- Театральное воспроизведение персонажа по описанию;

- Занимательные и необычные рефлексии;

- Различные игры с участием персонажей сказки, в том числе с использованием технических средств.

Благодаря таким методам обеспечивается активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Существуют следующие рекомендации при чтении сказок, которые помогут заинтересовать ученика в восприятии сказки:

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением волшебных сказок можно напомнить об их особенностях.

2. Сказку читает обычно учитель, можно предложить прослушать аудиозапись фрагмента сказки (т.к. волшебные сказки большие по объему)

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи этих произведений обычно являются выразителями одной — двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке — не надо хвастаться» (сказка «Лягушка — путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены — части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

8. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I–II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Во 2 классе ученик уже привык к школе и системе уроков, именно на этом этапе обучения делается опор на чтение сказок. Сказки любят все дети еще с раннего детства, поэтому они легко воспринимаются ими, ученикам увлекательно их читать. Именно поэтому этот жанр я считаю необходимо использовать для развития читательского интереса обучающихся во 2 классе. Таким образом, работая над сказкой, учитель должен быть сам заинтересован в первую очередь, используя такие приемы, как работы мимики грамотная выразительная речь и др. Помимо этого, чтобы заинтересовать ребенка в чтении следует использовать оригинальные приемы на уроках чтения: игра-путешествие, беседа и дискуссия по спорному нравственному вопросу, литературный диспут, где команды могут поделиться исходя из своих позиций по отношению к сказке и приводить аргументы в свою сторону и др. Урок по сказкам важно провести так, чтобы дети могли самостоятельно понять смысл сказки, именно для этого нужно анализировать героев и ситуации в сказке, использовать интересные приемы и игры в ходе урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петухова Мария Олеговна

Дата: 09.04.2025

Номер свидетельства: 668160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства