Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах/»
«Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах».
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.
Все, кто работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития.
Без увлечения детей книгами, без повышения их активности нельзя! Ведь рассмотрением этой проблемы были заняты многие психологи. Они искали причину снижения интереса школьников к чтению. В результате их работы появилось понятие «познавательная активность». Психолог Лисин определяет её следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в психологии для обозначения трёх неодинаковых явлений:
определённой, конкретной деятельности индивида;
состояния, противоположного пассивности;
для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности.»
Активность – деятельность, активность – готовность к деятельности и активность – инициативность. Общим совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность.
Учитывая особенности современных детей – они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения или на внеклассном мероприятии, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив. Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время необходимое для обучения.
Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:
любознательности;
находчивости и фантазии;
альтернативного мышления;
изобретательности;
оригинальности;
гибкости;
самостоятельности;
широты и глубины мышления.
Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность.
Например, нарисовать птицу счастья и радости, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. В 1 классе такие виды работы можно применять с самого начала учебного года, когда дети ещё не умеют читать, но умеют говорить, рисовать, фантазировать.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти 4 важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать еще и ёще, что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
При чтении народных сказок можно предложить учащимся 1 класса творческие задания:
нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
вылепить героя из пластилина;
разыграть сценку;
устно сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
подобрать пословицы и поговорки по различным темам (хорошо читающие дети легко справляются с этим заданием)
На уроках чтения литературных сказок можно выполнить следующие задания:
1) составить рисуночный диафильм (несколько рисунков, раскрывающих последовательность действий в сказке);
2) придумать счастливую концовку к сказке.
В 1 классе учащиеся получают большой объём информации: жанры произведений, темы произведений, заголовок, автор произведения, положительный герой, отрицательный герой. Всё это им необходимо запомнить! Поэтому на уроках можно использовать дидактические игры: «Игры со словами», «Найди пару», «Продолжи слог» и другие. Развивающие задания приносят свои плоды.
В дальнейшем, работая над темой «Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальных классах», нужно включать словарную работу со словарями Ожегова, Даля, чтобы учащиеся умели находить значения слов, использовать и такие виды заданий: найти дополнительный материал, сочини сказку, стихотворение. Эти задания приближают учащихся к самораскрытию, самовыражению.
Работу по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники, сотрудничество с городской и школьной библиотеками.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/424012-razvitie-poznavatelnyh-sposobnostej-na-urokah