"Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС"
"Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС"
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
В.А. Сухомлинский писал:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
“Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” - говорил
Марк Фише.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС" »
Республика Татарстан
Тукаевский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС»
Подготовила учитель
начальных классов
I квалификационной категории
Гайнатуллина Талия Гаязовна
1.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В.А. Сухомлинский писал:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
“Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” - говорил
Марк Фише.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
2. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.
3. В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей в трудовой деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».
Любая учебная работа ребенка должна быть доведена до результата. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.
Наиболее эффективно развиваются творческие способности, в художественном труде посредством аппликации.
В своей работе большое внимание я уделяю аппликации.
На занятиях мы с детьми работаем не только бумагой и картоном, но и используем другие материалы. С удовольствием дети выполняют аппликации из ткани, опилок, песка, соломки, яичной скорлупы, пластилина.
Во время работы я даю детям свободный выбор объектов для аппликации. В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. В большинстве случаев им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. С помощью аппликации у малышей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное мышление.
Дети с удовольствием составляют аппликации из засушенных листьев и цветов. При использовании природного материала очень хорошо заметно развитие творчество учащихся. Каждый ребенок по своему подбирает засушенные листья разных цветов для своей композиции и видно как с удовольствием работают дети и блестят их глаза от удовлетворенности своей работы.
Кроме аппликации на уроках труда я работаю с пластическими материалами: соленым тестом и пластилином, ведется работа с папье – маше. У детей развиваются не только творческие способности, но и абстрактное мышление, воображение. ( выставка)
4. Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.