Ориентирующий | Учитель записывает данные из первого текста параграфа в виде задачки по математике. - Что нам известно о населении Российской империи 1914 года? (Учитель для сравнения приводит в пример население Москвы – 9 млн., что в 20 раз меньше). Насколько уменьшилось население России через 10 лет? В каком году население страны составляло 150 млн. человек? – Какой возникает вопрос? | Дети помогают записать данные учителю, отвечая на его вопросы по тексту. - Ее населяло около 180 млн. человек. - Население страны уменьшилось на 30 млн. человек. В 1924 году. Ученики с помощью учителя формулируют проблему урока: «Чем объяснить уменьшение населения в период с 1914 по 1924 гг.?» |
Деятельностный | Учитель включает презентацию. На первом слайде написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но детям можно предложить, что это могло повлиять на сокращение населения. На втором слайде написаны события от начала XX века до 1922 года. - Теперь вам надо, опираясь на текст учебника, расположить предложенные события в правильной последовательности на листочках и определить, какие иллюстрации параграфа соответствуют этим событиям. –А теперь давайте сыграем в викторину. Учитель раздает ученикам листочки, на которых они будут записывать верные ответы. - Что мы хотели сегодня выяснить? Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Как вы думаете, почему в России произошла революция? Почему большевики смогли захватить власть? Какие события из истории России чем-то напоминают тебе революцию 1917 года и Гражданскую войну? - Сейчас каждый из вас напишет одно краткое письмо из прошлого «с фронта», либо своему предку, который участвовал в боях Первой Мировой войны. | Ученики высказывают версии ответа на вопрос: 1. Миллионы человек могли умереть из-за болезней или стихийных бедствий. 2. Возможно, произошла война внутри страны, между её жителями или Россия участвовала в войне с внешним врагом. 3. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию. Ученики по очереди читают по предложению тексты параграфа «Россия в огне» из учебника. Дети выполняют следующее задание. Учащиеся разбиваются на группы из 4-х человек. Они совещаются, а капитаны команд выражают свой вариант решения проблемы. - Чем объяснить уменьшение населения в период с 1914 по 1924 гг. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все предположения учеников о том, куда делись 30 млн. человек из России, – верны. Они отмечают, что такое огромное количество россиян погибло от голода и болезней в начале века, не вернулись с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, оказались за границей. Дети пишут кратко письмо, кто-то своему предку рассказывает о настоящем, а кто-то представляет себя на месте людей, воевавших в это страшное время, описывая в письме свое представление войны. |
Рефлексирующий | - Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? Было ли интересно? Расскажите дома родителям про революцию 1917 года и чем она закончилась. А теперь, если вам все было понятно, вы успевали за ходом урока, и у вас все получилось, то поднимите руки вверх и покачайте ими, словно это ветки дерева. Но если вы что-то не поняли, у вас не все получилось, и вы не успевали за остальными, то потопайте ножками по полу, сделав злое лицо. | Дети рассказывают о знаниях, полученных на занятии, делятся впечатлениями. - Мы на уроке разбирали проблему, возникшую в период с 1914 по 1924 гг. – уменьшение населения, его причины. Также мы обсуждали события, происходившие во время Революции 1917 года, писали письма «с фронта» или своему предку о нашем настоящем. |