Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья»
Квасникова Наталья Юрьевна,
МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерово
учитель начальных классов
Рекомендации педагогам и родителям
по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать". В решении данной проблемы может помочь обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения [1].
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать какой груз ответственности он несет за каждого ребенка.
Формирование личности ребенка- это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь [2].
Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ.
Учебники и учебная программа:
- четкое и понятное разъяснение заданий;
- замещение письменных заданий;
- обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым.
Работа в классе, группе:
- близость учеников к учителю;
- наличие индивидуальных правил;
- обеспечение двумя комплектами учебников для занятий в школе и дома;
- наличие в классе дополнительных материалов.
Организация учебного процесса:
- составление индивидуальных планов;
- предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда это понадобится;
- знание об изменениях поведения, которые предупреждают о необходимости принятия медикоментозных средств [1].
Педагог должен способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе. Дети, которые живут в страхе, не могут учиться, поэтому педагог должен оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями.
Следует отмечать достижения ребенка за последнее время. Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка одинаково, открыто хваля индивидуальные усилия каждого ученика.
Если ребенок, по состоянию здоровья, не может долго стоять, то необходимо убедиться, что он не стоит в очереди в столовой. Необходимо убедиться в том, что дети, у которых есть проблемы со слухом или зрением, сидят за столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельности коллектива.
Педагог должен быть в курсе того, каким образом развиваются отношения в классе. Важно создать такую обстановку, чтобы в коллективе царило дружелюбие и понимание. Тогда каждый новичок будет встречен с любовью и радостью. Не менее важно, чтобы у ребенка, который пришел в новый класс, за первые две недели появилось хотя бы два друга.
Учитель должен создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок мог свободно выразить свои мысли или любопытство [6].
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении. Им необходимо учиться, общаться со сверстниками, развиваться. На родителей ложится очень большая нагрузка. Некоторые рекомендации помогут родителям в воспитании ребенка.
Для родителей имеющих детей инвалидов:
- важно принять ситуацию такой, какая она есть. Не думая о причине случившегося;
- обязательно дарите ребенку больше любви и внимания
- не ограничивайте его в общении со сверстниками;
- дайте ребенку самостоятельно принимать решения;
- обязательно следите за своим поведением и внешностью. Ваш ребенок должен гордиться вами;
- важно уметь отказать ребенку в чем-либо, если его требования чрезмерны;
- прислушивайтесь к советам психологов и педагогов;
- больше читайте различную литературу своему ребенку;
- научите ребенка быть самим собой- и дома, и на людях;
- готовьте его к самостоятельной взрослой жизни. Ведь он повзрослеет и придется жить самостоятельно;
- не лишайте себя жизни, удовольствий. Ведь жертва с вашей стороны ни чем не поможет.
Если родители будут радоваться жизни, то и своему ребенку они смогут дать намного больше [1]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М., 1997. - 239 с.
2. Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ.- М., 2005- 329 с.
3. Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу. Материалы международного семинара. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.- СПб., 1996-144 с.
4. Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. М., 2010. - 26-33 с.
5. Беспалько О.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах: Начальное пособие. Центр начальной литературы. К., 2003 - 134 с.
6. Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 - 234 с.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ТЦ Сфера. М., 2002 - 480 с.