Рефлексивный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.
Рефлексивный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.
Данный материал содержит рефлексивный отчёт о серии последовательных уроках, которые на провожила на практике. Подробно описывается как какой урок прошёл, этапы урока, как работали ученики, а так же о том, как поменялись уроки после прохождения курсов. сегодня в современном мире нужен обсолютно современный подход к обучению. Ученики сейчас ждут от нас учителей современного подхода. Каждый урок надо продумывать от начала до конца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.»
Исмаилова Динара Сериковна Портфолио Отчёт С
Группа № 5 3 уровня
Город Костанай май 2014 год
Рефлексивный отчёт по проведённой серии последовательных уроков.
Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.
Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».
Я работаю учителем начальных классов, и считаю, что именно мы учителя начальных классов, должны начать формирование у учеников навыки самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Традиционная школа подразумевала, преподносить ученикам истину, а современное Кембриджское понимание об учении строится именно на том, чтобы учитель направлял учеников на то, чтобы они сами находили и постигали истину. Многие годы учителя придерживались классно-урочной системы, но пришел новый век технологий и все, что было приемлемо в прошлом столетии, стало неактуальным сегодня. Учитель в вечном поиске нового интересного и современного, того, что могло бы привлечь учеников, повести их за собой. Стаж мой работы 11 лет. С каждым годом я всё больше и больше понимала, что мне надо что- то менять в своей работе. Ведь мир вокруг нас постоянно меняется, меняются взгляды на жизнь. Меняется постоянно информационное поле вокруг меня, и это значит, что я сама должна меня. Перечитав много литературы, постоянно искала новое для своих уроков, чтобы детям было интересно. Но все время ощущала, что чего-то не хватает.
Когда я узнала про трёхмесячные курсы, передо мной возникли вопросы «Что это такое?», «Как этому обучают?». Мне очень захотелось попасть на эти курсы.Поэтому когда мне предложили пройти обучение по Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстана, я сразу же не задумываясь согласилась. Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях. Чтобы этого достичь мне предстояло перестроить себя в первую очередь, изменить свое мышление, направить деятельность учеников в нужное русло.
Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно. Потому что эти курсы заставили меня на все смотреть по другому, я поняла, что всё что мы «проходили» раньше, сильно отличается. Никто ничего тебе готового не давал, а учил познавать новое своими путями, строить свои мысли так, чтобы раскрыть тему.
Конечно же, никто из нас не смог обходиться без «Руководства для учителя». В котором, собрано много полезного материала, который нам помогает в течение всего курса обучения. Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:
-самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже.
-научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения.
-развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться.
Передо мной встал главный вопрос «Как этому научить своих детей?» В ходе работы на 1 этапе, наш тренер всё объяснила нам, рассказала, как работать, чтобы детям было комфортно и интересно. Изучив все 7 модулей программы, я уже наметила планы на будущее, как же я буду работать:
-создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно.
-подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы.
-проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников.
-больше проводить работы, чтобы они работали в группе, в паре.
-составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно.
-более углубленно подойти к развитию у учащихся критического мышления.
Пройдя первый этап курсов, и поехав домой на практику, я начала менять структуру своей работы.
На практике поставила цель: проследить, как новый подход в преподавании: «Работа в группах» влияет на коммуникативное развитие учеников. И на всех моих уроках прослеживалась идея этого модуля в различных формах работы, например работу с кластером. Для развития критического мышления, проверки восприятия темы урока учащиеся задавая друг другу вопросы, должны были проверить степень понимания задания. Дети на уроках составляли кластеры, применяем прием «Ассоциации». Используя различные виды вопросов: наводящие, логические, вопросы на размышление, вопросы высокого порядка на развитие мышления.
На протяжении всех уроков я наблюдала за учащимися и видела изменения в их поведении и их отношение к обучению. Дети вели себя по-другому: они могли, не стесняясь, задавать вопросы друг другу, просить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков. За время практики, я заметила что у меня всегда был контакт со всеми ученикам, была такая дружеская атмосфера, мои дети вели себя свободно, непринуждённо, активно участвовали во всех делах, особенно себя проявили медленные ученики, которые обычно были незаметны. При работе с классом, я старалась охватить всех учеников, и вести диалог со всеми учениками. В классе детей мало, поэтому это не составило особого труда. Планируя свои уроки, мне особенно нравилось опираться на приёмы критического мышления. Ведь эта технология она универсальная в своём применении.
Со стратегиями критического мышления я была знакома давно, видела у своих коллег, как они применяли на уроках, сама тоже старалась применять то, что видела, но уже в полной мере о необходимости обучения критического мышления я поняла здесь на курсах.
Критическое мышление-это как раз то, что позволяет справляться с требованиями современного процесса обучения. Оно очень хорошо помогает глубже понять то, что мы изучаем и как лучше внедрить в знания в практику.
В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию и осмыслению. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Конечно же, есть дети, у которых хорошо развита память, для запоминания материла, и многие учителя это ценят, они видят только то материал который ученики заучили. Но что делать с детьми, у которых память не так развита, они не запоминают материал в традиционной форме обучения, вот для этого мы должны постоянно идти «в ногу со временем», ориентироваться на более глубокие и сложные виды деятельности. На своих уроках я применяла: кластеры, таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, верные – неверные утверждения», чтение с пометками, учебный мозговой штурм. Поэтому, уверена, если такую стратегию использовать чаще, то можно получить хороший эффект обучения. И это прослеживалось и на выбранных мной четырех последовательных уроках литературного чтения.
Я считаю, что ученики смогут исследовать и размышлять критически через диалог учителя и ученика, ученика с учениками. Ученики должны уметь правильно ставить вопросы для анализа конкретного текста, с которым работаем на уроке. Для понятия нового материала я даю задание - работу с текстом, с целью развивать у учащихся критическое мышление. Работа с учебником. Каждая группа читает текст самостоятельно, далее с каждой группы выступает оратор - спикер, где он определяет главную мысль текста. Затем к тексту составляются вопросы самими детьми, на которые отвечают параллельные группы. А в это время я вступаю в роль наблюдателя. Где есть большая возможность посмотреть на самостоятельность каждого ученика. Мне эта технология оказывает большую помощь. Я почувствовала себя комфортно при использовании данной стратегии.
У меня осталось больше времени на то чтобы, сделать анализ работ учащихся. На рефлексию в конце урока для развития критического мышления я проводила очень много интересных заданий, которые позволили проявиться детям и с творческой стороны. В конце каждого урока во время рефлексии дети составляли кластеры, синквейны, заполняли диаграмму Венн. Всё это позволяет детям повести итоги своей работы, осмысление своей деятельности. Особенно детям понравилось составлять диаграмму Венн при работе со стихотворением «Отважный охотник». Здесь они сравнивали, писали плюсы и минусы путешествия. При помощи данной стратегии научились сравнивать, находить из произведения «плюсы» и «минусы». Находить между ними общее. Говорили о том, что путешествовать, не только хорошо, но и как это опасно для человека. Они выходили к доске и каждый с интересом рассказывали то, что написали. Здесь мне понравилось, то, что дети, не смотря на свой возраст, понимают глубоко проблемы, касающиеся этого вопроса. И, конечно же, в этом им помогла стратегия критического мышления. Они проанализировали и сделали свои выводы.
Наблюдая за работой детей в группах, я заметила, что после применения таких видов работ, даже « тихие ученики» раскрылись, они стали говорить, высказывать свое мнение. Мальчик по Александр, всегда был неприметным. А здесь его прям, не узнать, он работал со всеми вместе, высказывал своё мнение, выходил к доске, защищать работу группы. В каждом классе есть талантливые и одаренные дети. Мне всегда казалось, что эти дети могут работать сами, только дай им задание. Но поле первого этапа, я поняла, что к ним должен свой подход. Они не должны выделяться среди детей, чтобы не зазнавались, а включить их в работу так, чтобы они помощниками учителя и других детей. Конечно, я стала подбирать задания так, чтобы им было интересно работать. Ведь если им давать одинаковые задания, таким детям станет скучно на уроках. Если раньше я давала только строго- сильным своё задание, слабым своё. То теперь я поняла, что задания можно и нужно длифференцировать так, что сильный и быстрый работают вместе. И теперь мои дети чувствуют себя участниками всего учебного процесса.
Следующим моим изменением стало оценивание. Раньше я как и все другие учителя придерживалась строгих оцениваний это «4», «5» и т.д. Ученики всегда знали, что так и будет и никаких изменений. Особо никогда не комментировала оценки, каких то рекомендаций. Проводя же уроки на втором этапе курсов, я давала детям возможность применить взаимооценивание, здесь ребят ставили оценки друг другу за работу. Конечно же, им это очень понравилось, они с большим интересом ставили оценки, указывали на ошибки другого. На уроках старалась, чтобы все дети были в роли оценщика, чтобы каждый на себе испробовал, как это трудно оценить работу другого человека, и чтобы не было споров. А медленные дети, начали себя чувствовать по - другому, потому что они оценивали работы сильных учеников, ведь раньше такого они не делали, они стали уверенней, сильней. Я думаю, что такой метод, вселяет в детях надежду, поднимает настроение. Так же поняла, как необходимо применять на уроках формативное оценивание, ведь простыми добрыми словами мы в детях развиваем уверенность, стремление к учёбе. Дети не боятся неправильных ответов, медленные стараются успевать за средними и сильными учениками. Конечно же на практике я столкнулась и с трудностями. Так как критериальное оценивание было ведено впервые, с этим немного было сложно детям. Не хватило времени на подсчитывание суммативной оценки на уроке, объективность взаимооценивания учеников. Методом наблюдения, которому я научилась здесь на курсах ,я увидела в детях то, чего раньше не видела, их психологические особенности, и что удивляет больше всего, что раньше я этому не придавала значения.
Конечно же сейчас не один современный урок не обходиться без информационно-коммуникационных технологий. Сейчас компьютер- это эффективное средство обучения. Подготовка к уроку не обходится без компьютера, интерактивной доски. Всё это позволяет расширять нам свои возможности при подготовке, особенно хорошо позволяют учитывать возрастные особенности детей. Прежде чем определить цель каждого урока я учитывала возрастные особенности 7-8 летних детей. Проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это умеют делать далеко не все дети. Многиеиз них быстро утомляются, устают.
Немного сложнее было организовать работу с медленными учащимися. Ведь раньше они работали индивидуально, работу в парах организовывала так, что слабые дети сидели отдельно и работали сами, индивидуально.
Сейчас же благодаря этим курсам, я чётко понимаю, что работу надо дифференцировать, того, чтобы сильный и слабый ученики четко понимали сои позиции. Чтобы они все чувствовали себя участниками учебного процесса.
На протяжении прохождения практики, я была в роли наблюдателя. Смотрела и наблюдала за тем, как ученики могут работать сами, организовывая свою работу направляя в нужное русло.
Не все дети могли проявлять инициативу, поэтому для выявления таких детей, распределяла роли для выполнения определённых задач. Исполняя такие роли, дети раскрываются, не сидят как раньше сам по себе, а активно участвуют в процессе. Мои уроки значительно изменились благодаря этим приёмам.
Создание коллоборатиной среды способствовало хорошему настроению учащихся. Всем детям хотелось работать на уроке.
Что же я изменила?
• Структуру урока;
• Ход урока;
• Свой стиль управления;
• Мотивацию учащихся, микроклимат в классе;
• Собственные убеждения, установки.
Через что?
• Через интеграцию 7 модулей;
• Самостоятельное добывание знаний;
• Самооценку детей;
• Через групповую форму работы;
• Через совместную работу с администрацией и коллегами.
Для чего?
• Научить детей учиться;
• Быть конкурентоспособными
• Повысить качество знаний;
• Быть лидером;
• Уметь взаимодействовать друг с другом.
Поведя итоги из сего этого, я поняла, что внедрение семи модулей Программы, круто изменило мой подход в преподавании, мои уроки, что очень нравится моим детям и мне тоже.