РОЛЬ ОПОРНЫХ СХЕМ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
РОЛЬ ОПОРНЫХ СХЕМ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
РОЛЬ ОПОРНЫХ СХЕМ и занимательного материала в формировании природоведческих понятий
Начальная школа претерпевает в настоящее время большие изменения. Наряду с возникновением авторских школ подвергаются модернизации формы, методы, средства обучения, вносятся коррективы в содержание учебных предметов, коренным образом меняются программы. Коснулось также изменений и школьное природоведение.
Каждый творческий учитель, в том числе и я, задумывается над тем, как же помочь детям в более доступной форме усвоить программный материал по познанию мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ ОПОРНЫХ СХЕМ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ»
РОЛЬ ОПОРНЫХ СХЕМ и занимательного материала в формировании природоведческих понятий
Начальная школа претерпевает в настоящее время большие изменения. Наряду с возникновением авторских школ подвергаются модернизации формы, методы, средства обучения, вносятся коррективы в содержание учебных предметов, коренным образом меняются программы. Коснулось также изменений и школьное природоведение.
Каждый творческий учитель, в том числе и я, задумывается над тем, как же помочь детям в более доступной форме усвоить программный материал по познанию мира.
Известно, что младшим школьникам в значительной степени свойственно наглядно-образное мышление. Они уже могут решать задачи в уме, оперируя образами. Значит ли это, что они должны работать на уроке непосредственно с натуральными объектами и только с ними? Достаточно ли этого для формирования хотя бы элементарного понятия? Не только малая, но и довольно высокая степень абстракции доступна 6-8 летним детям, а для формирования понятий необходима.
Любой иллюстративный материал несет в себе какой-то элемент абстракции – в меньшей степени картины, кинофильмы, диапозитивы, в большей – таблицы, и в еще более высокой – схемы.
В этом возрасте начинает формироваться логическое мышление, которое необходимо развивать, и для которого нужна «пища». Другими словами, способность мыслить символами приходит не сама по себе. С возрастом создаются предпосылки для развития способностей в процессе целенаправленного обучения. Отсюда необходимость дать ребенку простор для его развития: предложенный для восприятия материал должен включать в себя не только то, что ребенок мог вчера, может сегодня, но и перспективу на то, что сможет усвоить завтра. В противном случае, обучение не будет развивающим.
Именно схема является одной из более доступных форм абстракции для младших школьников.
Не зря психолог Л.А.Венгер называет уровень наглядно-образного мышления, который достигают дети этого возраста, наглядно-схематическим, основой логического мышления.
Очень полезны разнообразные схемы при изучении природоведческого материала на уроках познания мира. Не умаляя значения работы на этих уроках с натуральными предметами природы, их изображениями, которые дают возможность изучить все многообразие признаков, создать образ предмета, надо отметить, что этого не достаточно. Цель обучения предмету – формирование не просто точных образов, а простейших понятий и даже системы этих понятий с разнообразными взаимосвязями. Один из путей достижения этой цели – работа с опорными схемами.
Именно схематическое изображение выделит из всех признаков предмета существенные, продемонстрирует структуру формируемого понятия, вскроет основные связи и отношения в изучаемых объектах, направления и результат природных процессов. Основная схема всего курса начального познания мира помогает создать систему основных понятий, рассмотреть их взаимосвязи. Основными обобщающими понятиями являются: природа живая и неживая, растения, животные, человек, общество, продукты труда людей, полезные ископаемые. На первый взгляд схема может показаться громоздкой, слишком сложной для младшеклассников. Но если она появится на доске по этапам в виде динамичного рисунка, который сопровождает объяснение учителя, беседу с учащимися, ребята легко воспримут логику построения схемы, и ее обозначения и связи.
Проследим, как создается схема на уроке познания мира. Прежде всего, на доступном для детей уровне определяем, что такое природа: «Природа – это деревья, трава, солнце, птицы, вода…». для символического изображения понятия выберем схематический рисунок солнца и ели (учитель может выбрать любое удобное для него изображение предмета природы). Заключим эти рисунки в прямоугольник.
Природа содержит в себе два компонента: живая природа, неживая природа. Неживая природа – это вода, камни, луна, тучи, солнце, звезды и т.д.. Выберем условный рисунок «Солнышко», поместим его ниже и обведем треугольником. Рядом еще один треугольник, в него нужно поместить изображение символа живой природы. Это может быть любимое животное, цветок, дерево. Допустим, елочка. Нарисовали. Покажем стрелками, что природа делится на живую и неживую. Живая природа также неоднородна и включает животных и растения. Растения можно обозначить рисунком дерева. Животные – звери, птицы, рыбы, насекомые и другие. Из этого перечня выберем изображение птиц.
Пришло время найти в этой системе место человеку. Человек – часть живой природы. Символическое изображение человека наравне с животными и растениями обводим кружочком и соединяем стрелками с символом живой природы. Человек не одинок, он живет, учится, работает с другими людьми, которые все вместе образуют общество. Все ученики класса также члены общества.
Нарисуем двух человечков на одном и том же уровне, что и символ природы. Обведем прямоугольником, соединим стрелочкой с человеком. Люди работают и создают продукты своего труда. Остановимся на условном изображении домика. Обведем его треугольником и соединим стрелками. Вот так строится схема по данной теме.
утро (осень) день (лето)
холодно тепло
Сентябрь – месяц суточных температурных контрастов, поэтому именно его избираем для исходных наблюдений. Дети устанавливают высоту Солнца на небосклоне холодным утром и теплым днем, измеряя при этом длину тени от гномона и температуру воздуха. Затем анализируют содержание схемы, делая важные выводы: если тень от гномона коротка, значит, Солнце находится высоко над горизонтом и хорошо прогревает землю. К этой же схеме возвращаемся при изучении темы «Осень в неживой природе», а позднее при рассмотрении зимних и весенних явлений. Измерение длины тени от гномона 20-го числа каждого месяца и соотношение результатов изменения со схемой позволяют натолкнуть на мысль: закономерность, отмеченная сентябрьским днем, характерна для всех сезонов года. Теперь слова «утро» и «день» можно заменить названиями изученных сезонов, а причины похолодания осенью или потепления с наступлением весны школьники обоснуют с научной точки зрения.
Важным средством развития действенного отношения учащихся к природе служит проблемное обучение. Включение схемы в условия проблемной задачи помогает не только зримо ощутить характер задания, но и определить с научных позиций направления его решения.
Рассмотрим фрагмент урока на тему «Комнатные растения».
Предлагаем вспомнить части растений и определить основные функции каждого из органов. Подчеркнув, что любое растение есть хрупкий живой организм, даем задание определить условия, необходимые всякому организму (к примеру, человеческому) для нормальной жизнедеятельности. Результатом детских рассуждений будет следующая схема:
В схеме природных взаимосвязей школьники легче заменят важнейшие экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению среды.
Например, в схеме «Жизнь диких животных зимой» прослеживается как физиолого-морфологические, так и поведенческие особенности приспособления животных к новым условиям.
Важным дополнением к беседам о закаливании, охране и укреплении здоровья в разные времена года служит короткая по объему, но емкая по содержанию схема, моделирующая образ жизни и поведения здорового человека. В схеме заключены четыре основных правила сохранения здоровья, которые приемлемы всегда, независимо от сезонов. Поэтому с ней сложно работать в течение года, лишь дополняя из урока в урок арсенал приемов укрепления организма.
Задача учителя, работающего со схемами, сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создать определенные представления, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решение. Хотелось бы подчеркнуть, что методика со схемами необычайно разнообразна. Это конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы своими наблюдениями или отрывками из прочитанного и т.д.
Навыки мыслительной деятельности не появляются с рождением человека, не развиваются сами собой. Толчок к пробуждению мысли делается в семье, но расширение, усиление работы ума – задача школы. Развитие совершается в деятельности, а значит, развитию интеллектуальных способностей открывает дорогу умственная деятельность. И в этом большую помощь оказывают природоведческие схемы.
Каждое обобщенное понятие объединяет несколько простых и обладает характерной для него совокупностью признаков. Если в начале обучения для характеристики понятия было достаточно перечислить предметы, которые оно объединяет, то постепенно следует переходить к выделению признаков понятия, его определению. Не обязательно выделять и называть все признаки. Часто для этой работы нужны специальные знания. Малышам достаточно знать по одному – два наиболее существенных признака.
Например. При изучении животных необходимо выделить группы: звери, птицы, пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), земноводные (лягушки, жабы), рыбы, насекомые. Отметим необходимые нам существенные признаки. Звери и только звери, а не все животные выкармливают детенышей молоком. Тело всех птиц и только птиц покрыто перьями (причем не все птицы могут летать, а яйца откладывают не только птицы).
У пресмыкающихся тело покрыто чешуйками. Они ползают или бегают, поднимая тело невысоко над землей. Земноводные могут жить и в воде и на суше (кожа у них голая). У рыб тело покрыто чешуей, они дышат жабрами только в воде. Только у насекомых есть три пары членистых ножек, которые прикреплены к груди.
Звери, птицы, насекомые и другие объединяются одним понятием – животные. Для каждой группы животных выберем свой символ, который поместим в треугольник. Треугольники можно поместить не в ряд, а снизу вверх, отмечая уровень развития каждой из групп животных.
Насекомых, наиболее высокоорганизованную группу беспозвоночных, обведем в квадрат.
Раскрытие взаимосвязей в природе – одна из задач познания мира. Процессы в природе носят более или менее продолжительный характер. Дети могут наблюдать начальный этап, результат, но не следить за всем действием от начала до конца.
Фиксирование этапов процесса в виде схемы поможет провести обобщение типа: «Весной солнце пригревает землю, поэтому тает снег, появляется трава, распускаются листья. Согреваются и выходят из укрытия насекомые, которые теперь могут питаться растениями. Прилетают птицы, так как для них уже есть корм – растения и насекомые». Этот вывод сопровождается построением схемы.
Особый тип взаимодействия происходит между человеком и остальной природой. Человек постоянно использует природу. При обучении я часто останавливаюсь на последствиях этого действия для природы. Допустим, дети сломали деревце около школы. В результате было разрушено гнездо, погибли птенцы. Люди вырубили лес – пересохла река – погибли и ушли животные. Параллельно с этими рассуждениями строятся связи на схеме, исчезают (зачеркиваются) рисунки, изображающие то, что погибло в результате необдуманных действий человека. Такие факты обобщаются: «Все составные части окружающего мира взаимосвязаны. Человек обязан предвидеть результаты своей деятельности.».
Недостаток технических средств не позволяет иллюстрировать учебный материал показом фильмов, слайдов и т.п. Поэтому сообщаемые ученикам сведения, не связанные с какими-либо конкретными образами, плохо запоминаются. Для устранения этого недостатка, как показал опыт, можно использовать разнообразный занимательный дидактический материал. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский).
Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели.
Эти занимательные упражнения имеют форму игры. «Надо не забывать, что игра для ребят – самая настоящая работа» (Н.К.Крупская).
К теме «Изменения в жизни диких животных осенью» были подобраны загадки и вопросы. Ниже приведены фрагменты урока с их использованием.
Перед объяснением темы и задачи урока можно создать проблемную ситуацию, предложив отгадать загадки:
Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок-поскок, орешек за орешком щелк-пощелк (Белочка).
Прыг-скок, трусишка! Хвост коротышка, ушки вдоль спинки, глаза с косинкой, одежда в два цвета – на зиму и лето (Заяц).
Учитель задает детям вопрос: о какой группе животных мы сегодня узнаем? (О диких животных). Затем называет тему урока, ставит его задачи.
На следующем этапе происходит формирование понятия дикие животные. Учитель подводит детей к пониманию отличий диких животных от домашних. В беседе об изменениях в жизни диких животных дети узнают о том, как они готовятся к зиме.
В беседу включаются вопросы, которые вызывают интерес у детей:
- Какой лесной зверек сушит себе на деревьях грибы? (Белка). Она нанизывает грибы на сучочки, а зимой в бескормицу отыскивает их и съедает.
- Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным). К весне весь жир медведя пропадает, так как всю зиму он не ест.
- Что значит «Волка ноги кормят?» (Волк не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее).
Следующим этапом беседы становится разговор об охране диких животных. Об этом рассказывает учитель, дети дополняют.
На уроке при изучении домашних животных в беседу включается отгадывание загадок:
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (Корова).
Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога (Барашек).
Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами (Петух).
Квохчет, квохчет, детей зовет, всех под крылья соберет (Курица).
В воде купался, а сух остался (Гусь).
Но не в полной мере будут развиваться познавательные интересы, если такие задания будет давать только учитель. Поэтому предлагается детям самим подобрать загадки или подготовить интересные вопросы к той или иной теме.
В схемах для первого класса лучше использовать лаконичный рисунок или коллаж в виде фотосессии. Образ рисунка ближе к образу самого предмета. Кроме того, шести- семилетние дети на первый раз еще плохо усваивают прочитанное.
В первом классе для фотосессии я использовала следующую тематику:
1. Сезонные изменения в природе;
2. Наш животный мир;
3. Хлеб всему голова (как хлеб пришел к нам на стол);
4. Транспорт;
5. Схема опоры, помогающая нам вести себя на природе.
Вот такой подход к данному предмету позволяет ребятишкам легко и доступно усвоить материал по познанию мира и надолго оставить его в своей памяти при постоянном повторении пройденного материала. А также получить хорошие оценки. Это немало важно и для учителя: если дети хорошо усвоили материал, им интересно, они думают, рассуждают, делятся своими мыслями и опытом – значит, учитель на правильном пути. Поиск учителя всегда оправдан успехами учеников.
Главная идея опыта: «Легко и доступно получать знания»