kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало школьного обучения -  это  закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка, достигая определённого возраста, он идет в школу. Находясь на пороге  школы , будущий первоклассник должен быть зрелым физически, умственно, эмоционально и социально. Ведь переход от дошкольного детства к школьному связан с изменением всего его образа жизни

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»











Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики

Составители:

Керова К; Колотовкина А;

Корякина П; Мягких А;

Мягкоступова Е; Николаева М;

Пасевин В; Пешкова В;

Прожерина А.

Студентки 3 «А» группы.













Камышлов, 2016



«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.

Оборудование: мяч.

Инструкция: Дети садятся в круг и зажимают мяч между коленями. Учитель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

А Э У

АА ЭЭ УУ

ААА ЭЭЭ УУУ.































«Тихо - громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: мяч.

Инструкция: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

Мы катались по горам

Пели тут и пели там.































«Сравнение»

Цель: развитие умения осуществлять логическое действие сравнение.

Оборудование: стихи, сказки, пословицы, поговорки о временах года, листы бумаги, цветные карандаши.

Инструкция:

Сравнение по цвету. Нужно назвать больше предметов:

«Цвет и форма»

а) синего цвета

б) жёлтого цвета

в) белого цвета

г) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать больше предметов:

а) квадратной формы

б) круглой формы

в) треугольной формы

г) овальной.

Сравним 2 предмета:

а) грушу и банан

б) малину и клубнику

в) санки и телегу

г) автомобиль и поезд.

Сравним времена года:

Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.

































«Домик» (Н. И. Гуткина)

Цель: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

Оборудование: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.







Инструкция: Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1.Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

2.Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

3.Быстро или медленно проводит линии.

4. Отвлекается ли во время работы.

5.Высказывания и вопросы во время рисования.

6.Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.































Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.

1. Отсутствие любой детали картины (4 балла).

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла).

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл).

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).

7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.





























«Графический диктант» Д. Б. Эльконин

Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций

Оборудование: листочек в клетку, карандаш.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок». 1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты. 2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин. Оценивается только второй рисунок.

Понимание слов инструкции:

4 балла – все задание выполнено безупречно;

3 балла – 1-3 ошибки;

2 балла – более 3-х ошибок;

1 балл – более 5 ошибок.

Уровень развития моторики:

Наличие разрывов – 1 балл;

Дрожание руки – 1 балл;

Выход за площадь клетки – 1 балл.



































«Бабочка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Инструкция: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

































«Фигуры»

Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку.

Оборудование: набор фигур

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"























«Найди общее слово»

Цель: развитие функции обобщение, а также способность к абстракции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция:

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1.Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

"Найди, что общего у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"

































«Попробуй-ка»

Цель: развитие функции обобщение.

Оборудование: не требуется.

Инструкция:

"Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить".

1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3) а, к, о, р, о, с
р, а, е, к                          з, я, а, ц                  в, л, е
ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                  щ, а, у, к
о, о, е, з, р                      х, м, а, у                  а, а, ь, с, р, к
ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р       т, р, г, и
ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                   а, н, о, о, р, в
                                       к, ж, у                      ь, о, н, к, у
































«Треугольники»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.

Инструкция:

Ребёнку нужно нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники". Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

































«Мой любимый фрукт»

Цель: Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Оборудование: не требуется

Инструкция: Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

































«Не собьюсь»

Цель: развитие концентрации, распределения внимания

Оборудование: не требуется

Инструкция: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - черта замещает числа, которые нельзя произносить).





























«Наблюдательность»

Цель: развитие зрительного внимания, выявление связи внимания и зрительной памяти.

Оборудование: не требуется.

Инструкция:

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.































«Где звенит»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Оборудование: колокольчик

Инструкция: дети стоят с закрытыми глазами. Учитель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

































«Мальчик – девочка наоборот»

Цель: формирование произвольного поведения, преодоление двигательной расторможенности, коррекция эмоционально – волевой сферы.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: дети встают в круг, выбирается водящий - «мальчик (девочка) наоборот». Взрослый показывает какое-либо движение, задача детей присоединиться и выполнять движение вместе с ним. Задача водящего – все делать наоборот, не так как все.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пасевин Валерия Валерьевна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства