Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики
Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики
Начало школьного обучения - это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка, достигая определённого возраста, он идет в школу. Находясь на пороге школы , будущий первоклассник должен быть зрелым физически, умственно, эмоционально и социально. Ведь переход от дошкольного детства к школьному связан с изменением всего его образа жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Сборник упражнений для развития умений, необходимых для успешной адаптации ребёнка к школе в соответствии с результатами диагностики
Составители:
Керова К; Колотовкина А;
Корякина П; Мягких А;
Мягкоступова Е; Николаева М;
Пасевин В; Пешкова В;
Прожерина А.
Студентки 3 «А» группы.
Камышлов, 2016
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных звуков.
Оборудование: мяч.
Инструкция: Дети садятся в круг и зажимают мяч между коленями. Учитель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А Э У
АА ЭЭ УУ
ААА ЭЭЭ УУУ.
«Тихо - громко»
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: мяч.
Инструкция: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
Мы катались по горам
Пели тут и пели там.
«Сравнение»
Цель: развитие умения осуществлять логическое действие сравнение.
Оборудование: стихи, сказки, пословицы, поговорки о временах года, листы бумаги, цветные карандаши.
Инструкция:
Сравнение по цвету. Нужно назвать больше предметов:
«Цвет и форма»
а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.
Сравнение по форме. Нужно назвать больше предметов:
а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.
Сравним 2 предмета:
а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.
Сравним времена года:
Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.
«Домик» (Н. И. Гуткина)
Цель: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.
Инструкция: Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
1.Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).
2.Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.
3.Быстро или медленно проводит линии.
4. Отвлекается ли во время работы.
5.Высказывания и вопросы во время рисования.
6.Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.
1. Отсутствие любой детали картины (4 балла).
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла).
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл).
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).
7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.
«Графический диктант» Д. Б. Эльконин
Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Оборудование: листочек в клетку, карандаш.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок». 1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты. 2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин. Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.
«Бабочка»
Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.
Оборудование: поле с буквами.
Инструкция: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.
«Фигуры»
Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку.
Оборудование: набор фигур
Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"
«Найди общее слово»
Цель: развитие функции обобщение, а также способность к абстракции.
Оборудование: не требуется.
Инструкция:
"Каким общим словом можно назвать следующие слова:
Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д. Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
"Найди, что общего у следующих слов: а) хлеб и масло (еда) б) нос и глаза (части лица, органы чувств) в) яблоко и земляника (плоды) г) часы и градусник (измерительные приборы) д) кит и лев (животные) е) эхо и зеркало (отражение)"
«Попробуй-ка»
Цель: развитие функции обобщение.
Оборудование: не требуется.
Инструкция:
"Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить".
1) е, м, р, о 2) к, у, а, п 3) а, к, о, р, о, с р, а, е, к з, я, а, ц в, л, е ш, а, а, м, р, о, к а, и, с, л щ, а, у, к о, о, е, з, р х, м, а, у а, а, ь, с, р, к ь, ю, т, л, н, а, п м, й, е, в, а, у, р т, р, г, и ф, к, а, а, л, и к, в, о, л а, н, о, о, р, в к, ж, у ь, о, н, к, у
«Треугольники»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция:
Ребёнку нужно нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники". Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
«Мой любимый фрукт»
Цель:Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Оборудование: не требуется
Инструкция: Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
«Не собьюсь»
Цель: развитие концентрации, распределения внимания
Оборудование: не требуется
Инструкция: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Цель: развитие зрительного внимания, выявление связи внимания и зрительной памяти.
Оборудование: не требуется.
Инструкция:
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
«Где звенит»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Оборудование: колокольчик
Инструкция: дети стоят с закрытыми глазами. Учитель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Инструкция: дети встают в круг, выбирается водящий - «мальчик (девочка) наоборот». Взрослый показывает какое-либо движение, задача детей присоединиться и выполнять движение вместе с ним. Задача водящего – все делать наоборот, не так как все.