Тестирование как способ проверки естественно - научных знаний
Тестирование как способ проверки естественно - научных знаний
На сегодняшний день, когда информационные технологии вошли не только в систему школьного образования, но и в каждый дом, возникла необходимость адаптировать младшего школьника к дальнейшему восприятию реальности. Самым простым способом является умение работать с тестами. Многие современные игры, включая и учебные, представляют собой не что иное как сборник вопросов, на которые нужно выбрать правильный ответ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тестирование как способ проверки естественно - научных знаний»
МОУ гимназия №11
Дзержинского района
Тестирование
как способ проверки естественно - научных знаний
Выполнила
Львова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
Волгоград 2018.
Информационно-справочные сведения об опыте
Тема опыта
Тестирование как способ проверки естественно - научных знаний
Автор опыта
Л Львова Светлана Николаевна
Должность автора
уучитель начальных классов
Место функционирования опыта
400137 г. Волгоград
Дзержинский район
Ул. Симонова 20а
МОУ гимназия №11
Длительность функционирования опыта
С 2006 года
Разновидность опыта по новизне
Изобретательский
Какими материалами представлен опыт
Текстовое содержание опыта
Приложения:
2.1 Тестовые задания для 1 класса.
2.2 Тестовые задания для 2 класса
2.3 Тестовые задания для 3 класса
2.4 Тестовые задания для 4 класса
2.5 Компьютерный вариант тестовых заданий для 3, 4 классов.
2.6 Тест, выполненный учащимся.
Технологические сведения об опыте
Обоснование актуальности опыта.
На сегодняшний день, когда информационные технологии вошли не только в систему школьного образования, но и в каждый дом, возникла необходимость адаптировать младшего школьника к дальнейшему восприятию реальности.
Самым простым способом является умение работать с тестами. Многие современные игры, включая и учебные, представляют собой не что иное как сборник вопросов, на которые нужно выбрать правильный ответ.
Уже с 2008 года все перешли на сдачу экзаменов в системе единого, что представляет собой ни что иное как тест. Поэтому я решила создать тесты по окружающему миру, которые бы учили детей правильно ориентироваться в заданиях и способах их решения.
Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функцию.
В представленном опыте решены следующие задачи:
Создать тестовые задания по окружающему миру в условиях работы в системе развивающего обучения;
Создать тесты содержащие вопросы как обязательных результатов обучения, характеризующих основной уровень базовой подготовки учащихся по окружающему миру, так и заданий, требующих творческого использования знаний.
Использовать разнообразные тестовые задания по их виду, при помощи которых решается умственная задача, усиливается интерес к предмету, действующие с принципами развивающего обучения;
Способствовать повышению качества знаний.
Для реализации поставленных задач
учитель использовал следующие средства:
Задания закрытого типа с выбором ответа.
Задания на установление соответствия.
Задания на установление логической последовательности.
Задания открытого типа.
Задания свободной формы.
Комбинированные тестовые задания.
Компьютерное тестирование.
Рациональным в опыте,
отличающим его от массового,
заключается в том, что:
В опыте органически сплелись различные тестовые задания с высоким уровнем трудности учебника «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова;
Данный вид работы позволяет учителю быстро внести коррективы в дальнейшую работу.
Целесообразное сочетание с традиционными методами работы.
Технологическое описание опыта.
Задания закрытого типа с выбором ответа.
В заданиях данного типа ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задания не должно содержать лишних слов и менее 3-4 вариантов ответов. При меньшем числе вариантов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачено много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть, очевидно, неправильными.
Цель: научить выполнять задания, рассчитанные на усвоение основного понятия, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения.
Различают несколько видов заданий данного типа:
Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа.
Пример.
Что такое окружающий мир?
Это все предметы, люди вокруг нас и все, что с ними происходит.
Это окружающие нас растения, животные, люди.
Это окружающие нас дома, дороги, машины, игрушки.
Задания утвердительной формы с выбором ответа.
Пример.
Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:
Задания, формулирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.д.
Пример.
Какую функцию не выполняют листья растений:
Дыхания;
Образование питательных веществ;
Опорную.
Задания с выбором ответа, характеризующего главный признак, основную причину природоведческого явления.
Пример.
Подчеркни верные высказывания о связи между растениями и животными.
Животные распространяют плоды и семена растений;
Животные укрывают растения от плохой погоды;
Животные питаются растениями и тем самым наносят им вред;
Животные вытаптывают растения и этим самым губят их;
Некоторые животные улучшают почву, а значит и условия жизни растений.
Опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках окружающего мира показывает, что обучение работе с тестами лучше начинать именного с заданий закрытого типа.
Задания на установление соответствия.
В заданиях данного типа ученику предоставляется возможность в определении соответствия элементов одного ряда другому. Количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливается стрелками.
Цель: совершенствовать умение применять знания в стандартных ситуациях, глубже овладевать методами получения информации.
Пример.
Соотнеси понятия.
Лисица
Млекопитающие
Бабочка
Синица
Рыбы
Карп
Олень
Птицы
Сорока
Божья коровка
Насекомые
Крот
Щука
Задания на установление логической последовательности.
В заданиях данного типа ученику предоставляется возможность последовательность элементов ряда, установить их логическую связь и закончить эту цепочку своим вариантом.
Цель: способствовать развитию логического мышления и использование знаний для решения условия задачи в стандартной ситуации.
Пример.
Расположи названия природных зон, начиная с самого северного:
Степь
Ледяная зона
Тундра
Лесная зона
Задания открытого типа.
В заданиях данного типа ученику предоставляется возможность самому конструировать свой ответ. Подобные задания составляются в следующей последовательности: формулируется вопрос; записывается ответ; из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.
Цель: закрепление и систематизация знаний, практический умений и навыков; способствовать качественному усвоению знаний.
Пример.
Вставь пропущенные слова:
Зеленым цветом на карте обозначают __________________, коричневым цветом на карте обозначают __________________, синим цветом на карте обозначают _____________________.
Задания свободной формы.
Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.
Цель: научить выполнять задания, требующие творческого использования знаний, позволяющих выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях; формирование положительных мотивов учения.
Пример.
Закончи правила повседневной жизни.
Осенью и весной опасно выходить на лед, потому что _____________________________________________________________.
Если я увижу незнакомый куст с яркими красивыми ягодами, то _____________________________________________________________.
Мне надо перейти улицу, а светофора нет. Тогда я _____________________________________________________________.
К вам подошел незнакомец и попросил сходить с ним за подарком, я с удовольствием _____________________________________________________________.
В гимназии необходимо соблюдать правила, потому что _____________________________________________________________.
Комбинированные тестовые задания.
Эти задания включают элементы различных видов тестовых заданий. Задания подобного типа требуют творческого использования знаний, позволяющих выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях, что соответствует принципам развивающего обучения.
Цель: научить применять полученные знания на практике; развитие сенсорной сферы, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей, эмоциональной сферы, трудолюбия, самостоятельность.
Пример.
Зачеркни лишнее в каждой строчке. Объясни почему.
Сирень, сосулька, электровоз, глина, ворона.
Ручка, очки, велосипед, ель, метро.
Сирень, песок, луна, солнце, снежинка.
Компьютерное тестирование .
Вступая в этот компьютеризированный мир, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе. Ученик должен преодолевать барьер боязни компьютера. В настоящее время компьютер стал полноправным членом учебного процесса. Возможности его использования на уроках очень велики. В начальной школе дети только начинают постигать эти возможности. Использование компьютера при проведении тестирования это один из тех самых маленьких шагов, которые делает ученик в данном направлении.
Цель: формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности; выработка умений постановки и достижения целей; снижение тревожности.
Результативность опыта.
Систематическое применение тестов различных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения предмету. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.
Результатом удачного использования тестов в учебном процессе может служить высокий уровень успеваемости по окружающему миру. Качество знаний по данному предмету составляет 95%. Дети свободно чувствуют себя при проведении данного вида проверки знаний. За годы обучения в начальной школе учащиеся реально оценивают свои знания, видят свои ошибки и стремятся их исправить. Для этого постоянно выполняется работа над ошибками.
Использование тестовых заданий позволила мне добиться высоких результатов в развитии у учащихся таких психических процессов как память, внимание, мышление, стремление к улучшению результата, самоконтроль.
Тесты помогают поддерживать интерес в предмету. Иногда дети негласно устраивают между собой соревнования кто быстрее, хотя это может сыграть с ними плохую шутку. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Сведения об использовании опыта
в массовой практике.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА.
Опыт функционирует в МОУ гимназии №11 г. Волгограда
Все учащиеся перед поступлением в гимназию проходят собеседование с психологом с целью выявления индивидуальных особенностей для успешного обучения и индивидуальной работы.
Материально- техническое обеспечение опыта:
Кабинет начального обучения;
Библиотека научно- методической литературы по окружающему миру;
Обучающие таблицы по окружающему миру;
Биологическое лото;
Географическое лото;
Гербарии растений;
Коллекция полезных ископаемых.
НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТА.
При создании своего педагогического опыта, я опиралась на принципы и методы развивающего обучения, выведенные Л.В. Занковым;
Е.В. Машкова «Компьютерное тестирование - как одна из форм контроля»; Журнал «Начальная школа» №5 1999 год;
З.А. Клепинина «Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира»; Журнал «Начальная школа» №1 2004 год;
А.Б. Дзоблаева «Тесты для уроков природоведения»; Журнал «Начальная школа» №4 2007 год;
А.А. Плешаков «Проверочные работы по окружающему миру. Тетради для учащихся»; Москва, АСТ-ПРЕСС, 1997;
«Сборник контрольных и проверочных работ в системе развивающего обучения Л.В. Занкова»; составитель Р.Г. Чуракова, Москва, 2003.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ.
Опыт может быть использован учителями начальных классов для создания тестовых заданий по любому предмету.
При использовании в практике данного опыта помните:
Тестовый контроль- это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.
Использовать для проверки совокупности стандартизованных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.
Тестирование- как способ проверки знаний не лишено недостатков.
1)Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается.
2)Учитель не имеет возможности проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связной речи, поэтому тесты нельзя использовать как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.