Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Весёлый грамотей", 3 класс»
Пояснительная записка
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Программа кружка «Весёлый грамотей» включает элементы занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи программы:
-обогащение словаря;
-развитие устной и письменной речи;
-совершенствование работы над содержательной стороной слова;
-активизация познавательных интересов;
-раскрытие творческих способностей;
-развитие образного и логического мышления;
-воспитание доброжелательности, толерантности.
Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, работа в парах и группах, викторины, различные игры и др.
Место проведения занятий: учебный кабинет, школьная и городская библиотека.
Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими паузами, когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 мин (в во 2 классе ), 2 раза в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД
Занятия формируют следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
– интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития
Уровни результата воспитания
Показатели воспитанности и развития
Зона актуального развития
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.
2 уровень результата
Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.
Зона ближайшего развития
Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
3 уровень результата
Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в школьных, районных и городских конкурсах и олимпиадах.
Учебно-тематическое планирование
3-й класс
(68 часов)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата факт.
1-2
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”
2
3-4
Сокровища родного языка.
Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.
2
5-8
Незаменимый мягкий знак.
4
9-13
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.
5
14-17
Хорошо ли ты знаешь алфавит?
Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).
4
18 - 21
Волшебник “Ударение”.
4
22-25
В стране одиноких согласных.
4
26-29
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
4
30-32
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
3
33-35
Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный».
3
36-38
Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно».
3
39-42
Игра «Умники и умницы»
4
43-44
Забытые слова.
2
45-46
О чём расскажут нам фамилии?
2
47 -48
Конкурс «Непонятные слова».
2
49-52
Праздник творчества и игры.
4
53-56
Трудные слова.
4
57-58
Анаграммы и метаграммы.
2
59-60
Шарады и логогрифы.
2
61-62
Откуда пришли наши имена.
2
63-64
Занимательное словообразование.
2
65-68
Подготовка к итоговому занятию.
КВН по русскому языку.
4
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.
Краткое описание содержания программы
3 класс (68 часов)
Слова – противники
Антонимы.
Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот», «Кто прав?» и др.
Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.
Игра «Умники и умницы».
Почему их так называют? (10 часов)
Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.
Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?», «Какое насекомое?» и др.
Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.
Праздник слов.
Устаревшие слова
Архаизмы.
Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.
Конкурс «Непонятные слова»
Новые слова
Неологизмы.
Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.
Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра», «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.