kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на городском методическом объединении учителей "Школа 2100" по теме "Анализ урока на основе системно — деятельностного подхода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность и в первую очередь урок как основную её форму.Данное выступление содержит само понятие "анализа", рассматриваются виды анализов уроков с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском методическом объединении учителей "Школа 2100" по теме "Анализ урока на основе системно — деятельностного подхода" »

Слайд 1

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность и в первую очередь урок как основную её форму.


Слайд 2

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.


Слайд 3

Так что же дает анализ урока для учителя? Анализ урока – это: не контроль работы учителя, а услуга ему; инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда учителя; канал для контакта руководителя, методиста с учителем по поводу совершенствования образовательного процесса; стимулятор педагогической производительности учителя, его профессионального роста. Главная задача руководителя – постоянно формировать у учителя чувство УСПЕХА. Помним! Только успешный учитель воспитает успешного ученика. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.


Слайд 4

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.

Слайд 5

Кратко вспомним некоторые виды анализов урока.

  1. краткий;

  2. полный;

  3. аспектный;

  4. структурный;

  5. системный;

  6. дидактический;

  7. психологический и т.д.

Слайд 6

Краткий анализ урока (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества.



Слайд 7

Полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.  Полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.



Слайд 8

Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приёмов деятельности учителя.


Слайд 9

Структурный анализ урока - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.



Слайд 10

Системный анализ (по Ю.А. Конаржевскому) – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.



Слайд 11

Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков), система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся. Комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.



Слайд 12

Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.


Слайд 13

Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.



Слайд 14

В основе анализа урока при системно-деятельностном подходе выделяются триединые ориентиры:

  1. ориентация на степень достижения планируемого результата;

  2. опора на дидактические принципы;

  3. единица анализа – дидактический момент (этап) урока.



Слайд 15

Анализ с точки зрения планируемого результата состоит из:

  1. анализа правомерности определения целей;

  2. анализа достижения результатов;

  3. анализа дидактических моментов урока.



Слайд 16

Мы знаем, что реализация деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности). Соответственно анализ с опорой на дидактические принципы тесно связан с анализом реализации общедидактических принципов и анализом реализации частнометодических принципов.



Слайд 17

Вспомним общедидактические принципы:

  • научности;

  • доступности;

  • воспитывающего обучения;

  • системности и последовательности;

  • сознательности и активности;

  • индивидуального подхода;

  • наглядности;

  • связи с жизнью.



Слайд 18

Еще один ориентир в анализе урока – это дидактический этап урока (временной отрезок урока, в рамках которого решается одна из его дидактических задач). Анализ дидактического этапа содержит в себе:

  1. степень решения дидактических задач;

  2. анализ содержания, форм, методов, средств обучения с точки зрения принципов обучения;

  3. дидактическая задача этапа, правомерность ее постановки с точки зрения планируемого результата урока.



Слайд 19

Логика анализа урока при системно-деятельностном подходе

1.Педагогические условия, определяющие результативность урока

2.Роль и место учебного предмета в системе других учебных дисциплин

3.Роль и место урока в системе других учебных занятий

4.Правомерность определения целей урока

5.Целесообразность выбора типа и структуры урока

6.Анализ дидактических этапов (моментов) урока

7.Результаты урока

8.Выводы: достоинства урока, его недостатки, причины

9.Предложения



Слайд 20

Рассмотрим некоторые этапы подробнее.

1.Педагогические условия, определяющие результативность урока

  • Профессиональная компетентность учителя

  • Образовательный потенциал класса

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Санитарно-гигиенические условия

  • Психологический микроклимат

  • Материально-техническое обеспечение, оборудование урока

  • Информационное обеспечение урока

  • Качество управления образовательным процессом на уровне школы, класса, самоуправления

  • Степень реализации целей предыдущих уроков по предмету и смежным учебным дисциплинам.

Слайд 21

2.Роль и место учебного предмета в системе других учебных дисциплин

  • Указывается цикл (естественно-научный, гуманитарный и др.), к которому относится учебный предмет.

  • Определяется логическая и содержательно – методическая взаимосвязь с другими учебными предметами и частями ООП.

  • Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении данного учебного предмета и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин.

  • Указываются те учебные предметы, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.

  • Краткая характеристика структуры и содержания учебного предмета (ведущие разделы, модули, темы; наиболее сложный материал для усвоения обучающимися; типичные затруднения и др.)

  • Общее количество часов.

  • Воспитательный и развивающий потенциал содержания учебного предмета.

  • Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения учебного предмета.

  • В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны научиться или овладеть.

Слайд 22

3.Роль и место урока в системе других учебных занятий

  • Количество часов, отводимых на тему

  • Главные мировоззренческие, теоретические и практические идеи содержания

  • Чем должны владеть обучающиеся к концу освоения темы

  • Какой по счету урок по теме

  • Назначение урока, его роль в освоении темы

  • Трудности, с которыми могут столкнуться «слабые» и «средние» ученики

Слайд 23

Эффективность проведения урока при системно – деятельностном подходе оценивается по следующим критериям:

1.Адекватность содержания урока его целям и задачам

  • Научность, глубина содержания, его соответствие целям, выделение главного.

  • Знание теоретических основ преподаваемого предмета.

  • Использование, обогащение и расширение субъектного опыта обучающихся на уроке.

  • Оптимальный выбор и сочетание предметных и метапредметных заданий.

  • Целесообразность и оптимальность выполнения заданий, ориентированных на личностное развитие обучающихся.

  • Оптимальное использование наглядности как источника знаний.

  • Структурирование содержания учебного материала, его логика

целостность.

Слайд 24

2.Соответствие использованных методов, приемов, средств обучения его задачам и содержанию

  • Способы активизации учебной работы обучающихся на уроке.

  • Инициирование выполнения учениками репродуктивных и продуктивных, проблемных, проектно- исследовательских, творческих заданий.

  • Предложение заданий «на выбор» (различной степени сложности, теоретических, практических, репродуктивных, творческих и др.).

  • Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы.

  • Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата выполнения задания.



Слайд 25

3. Организация педагогического взаимодействия, обеспечивающего психологическую комфортность на уроке.

  • Учет возрастных особенностей обучающихся.

  • Обеспечение условий сотрудничества, сотворчества, сопереживания.

  • Внимание к психологическому самочувствию обучающихся.

  • Проявление гибкости учителя на уроке

Слайд 26

4. Создание условий для общего развития обучающихся на уроке (эмоционального,

интеллектуального, нравственного, эстетического и др.)


Слайд 27

5. Результативность урока

  • Уровень достижения целей.

  • Элементы творческой новизны.

  • Реализация своей педагогической философии.

Слайд 28

6. Личностные и профессиональные качества учителя:

  • Способность к творчеству.

  • Импровизация.

  • Неординарность и глубина педагогического мышления.

  • Самобытность личности, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Слайд 29-34

Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода

В практике могут использоваться различные схемы проектирования и анализа урока, но в них должны найти отражение принципиальные особенности Стандарта: системно - деятельностный подход, метапредметные результаты, духовно нравственные ориентиры содержания. Остается актуальным и самый простой и краткий анализ урока: цели – средства – результат. Но важно, понимать, что с введением ФГОС изменились цели, результаты и, соответственно, средства.

Перед вами схема анализа урока, с которой работают эксперты приходя на урок.

(читать со слайда)



Слайд 35-36

Мы предлагаем анализировать ваши спроектируемые уроки по «Карте анализа с позиции системно-деятельностного подхода». На наш взгляд, эта карта несет более конкретный смысл, легко оцениваемый, имеет хорошие показатели при оценке и в то же время дает возможность сформулировать свою позицию. Давайте познакомимся с ней и рассмотрим несколько этапов анализа (читать со слайда).



Слайд 30

Марк Твен говорил: «Кто не видит конечной цели – очень удивляется, придя не туда».



Слайд 3

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Николай Иванович Рыленков)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хлебинская Оксана Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства