Выступление на городском методическом объединении учителей "Школа 2100" по теме "Анализ урока на основе системно — деятельностного подхода"
Выступление на городском методическом объединении учителей "Школа 2100" по теме "Анализ урока на основе системно — деятельностного подхода"
Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность и в первую очередь урок как основную её форму.Данное выступление содержит само понятие "анализа", рассматриваются виды анализов уроков с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском методическом объединении учителей "Школа 2100" по теме "Анализ урока на основе системно — деятельностного подхода" »
Слайд 1
ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность и в первую очередь урок как основную её форму.
Слайд 2
Анализ- логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Слайд 3
Так что же дает анализ урока для учителя? Анализ урока – это: не контроль работы учителя, а услуга ему; инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда учителя; канал для контакта руководителя, методиста с учителем по поводу совершенствования образовательного процесса; стимулятор педагогической производительности учителя, его профессионального роста. Главная задача руководителя – постоянно формировать у учителя чувство УСПЕХА. Помним! Только успешный учитель воспитает успешного ученика. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Слайд 4
Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.
Слайд 5
Кратко вспомним некоторые виды анализов урока.
краткий;
полный;
аспектный;
структурный;
системный;
дидактический;
психологический и т.д.
Слайд 6
Краткий анализ урока (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества.
Слайд 7
Полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока. Полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.
Слайд 8
Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приёмов деятельности учителя.
Слайд 9
Структурный анализ урока - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
Слайд 10
Системный анализ (по Ю.А. Конаржевскому) – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.
Слайд 11
Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков), система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся. Комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
Слайд 12
Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Слайд 13
Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Слайд 14
В основе анализа урока при системно-деятельностном подходе выделяются триединые ориентиры:
ориентация на степень достижения планируемого результата;
опора на дидактические принципы;
единица анализа – дидактический момент (этап) урока.
Слайд 15
Анализ с точки зрения планируемого результата состоит из:
анализа правомерности определения целей;
анализа достижения результатов;
анализа дидактических моментов урока.
Слайд 16
Мы знаем, что реализация деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности). Соответственно анализ с опорой на дидактические принципы тесно связан с анализом реализации общедидактических принципов и анализом реализации частнометодических принципов.
Слайд 17
Вспомним общедидактические принципы:
научности;
доступности;
воспитывающего обучения;
системности и последовательности;
сознательности и активности;
индивидуального подхода;
наглядности;
связи с жизнью.
Слайд 18
Еще один ориентир в анализе урока – это дидактический этап урока (временной отрезок урока, в рамках которого решается одна из его дидактических задач). Анализ дидактического этапа содержит в себе:
степень решения дидактических задач;
анализ содержания, форм, методов, средств обучения с точки зрения принципов обучения;
дидактическая задача этапа, правомерность ее постановки с точки зрения планируемого результата урока.
Слайд 19
Логика анализа урока при системно-деятельностном подходе
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Санитарно-гигиенические условия
Психологический микроклимат
Материально-техническое обеспечение, оборудование урока
Информационное обеспечение урока
Качество управления образовательным процессом на уровне школы, класса, самоуправления
Степень реализации целей предыдущих уроков по предмету и смежным учебным дисциплинам.
Слайд 21
2.Роль и место учебного предмета в системе других учебных дисциплин
Указывается цикл (естественно-научный, гуманитарный и др.), к которому относится учебный предмет.
Определяется логическая и содержательно – методическая взаимосвязь с другими учебными предметами и частями ООП.
Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при освоении данного учебного предмета и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин.
Указываются те учебные предметы, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.
Краткая характеристика структуры и содержания учебного предмета (ведущие разделы, модули, темы; наиболее сложный материал для усвоения обучающимися; типичные затруднения и др.)
Общее количество часов.
Воспитательный и развивающий потенциал содержания учебного предмета.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения учебного предмета.
В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны научиться или овладеть.
Слайд 22
3.Роль и место урока в системе других учебных занятий
Количество часов, отводимых на тему
Главные мировоззренческие, теоретические и практические идеи содержания
Чем должны владеть обучающиеся к концу освоения темы
Какой по счету урок по теме
Назначение урока, его роль в освоении темы
Трудности, с которыми могут столкнуться «слабые» и «средние» ученики
Слайд 23
Эффективность проведения урока при системно – деятельностном подходе оценивается по следующим критериям:
1.Адекватность содержания урока его целям и задачам
Научность, глубина содержания, его соответствие целям, выделение главного.
Использование, обогащение и расширение субъектного опыта обучающихся на уроке.
Оптимальный выбор и сочетание предметных и метапредметных заданий.
Целесообразность и оптимальность выполнения заданий, ориентированных на личностное развитие обучающихся.
Оптимальное использование наглядности как источника знаний.
Структурирование содержания учебного материала, его логика
целостность.
Слайд 24
2.Соответствиеиспользованных методов,приемов, средств обученияего задачам и содержанию
Способы активизации учебной работы обучающихся на уроке.
Инициирование выполнения учениками репродуктивных и продуктивных, проблемных, проектно- исследовательских, творческих заданий.
Предложение заданий «на выбор» (различной степени сложности, теоретических, практических, репродуктивных, творческих и др.).
Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы.
Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата выполнения задания.
Слайд 25
3. Организация педагогического взаимодействия, обеспечивающего психологическую комфортность на уроке.
Учет возрастных особенностей обучающихся.
Обеспечение условий сотрудничества, сотворчества, сопереживания.
Внимание к психологическому самочувствию обучающихся.
Проявление гибкости учителя на уроке
Слайд 26
4. Создание условий для общего развития обучающихся на уроке (эмоционального,
интеллектуального, нравственного, эстетического и др.)
Слайд 27
5. Результативность урока
Уровень достижения целей.
Элементы творческой новизны.
Реализация своей педагогической философии.
Слайд 28
6. Личностные и профессиональные качества учителя:
Способность к творчеству.
Импровизация.
Неординарность и глубина педагогического мышления.
Самобытность личности, индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Слайд 29-34
Схема анализа урока с позиции применения системно – деятельностного подхода
В практике могут использоваться различные схемы проектирования и анализа урока, но в них должны найти отражение принципиальные особенности Стандарта: системно - деятельностный подход, метапредметные результаты, духовно нравственные ориентиры содержания. Остается актуальным и самый простой и краткий анализ урока: цели – средства – результат. Но важно, понимать, что с введением ФГОС изменились цели, результаты и, соответственно, средства.
Перед вами схема анализа урока, с которой работают эксперты приходя на урок.
(читать со слайда)
Слайд 35-36
Мы предлагаем анализировать ваши спроектируемые уроки по «Карте анализа с позиции системно-деятельностного подхода». На наш взгляд, эта карта несет более конкретный смысл, легко оцениваемый, имеет хорошие показатели при оценке и в то же время дает возможность сформулировать свою позицию. Давайте познакомимся с ней и рассмотрим несколько этапов анализа (читать со слайда).
Слайд 30
Марк Твен говорил: «Кто не видит конечной цели – очень удивляется, придя не туда».
Слайд 3
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.