Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей начальных классов »
Россия – многонациональное государство, в котором остро стоит проблема
сохранения и развития национальной культуры всех народов. Решение проблемы учёные видят в реализации национально-регионального компонента (НРК) через образовательный процесс учебных заведений разного уровня. В Декларации принципов толерантности отмечается, что образовательная деятельность является главным средством развития в обществе толерантности. Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Для начальной школы проблема воспитания толерантности особенно актуальна. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Проблему межнациональных отношений поднимает правительство России.
В своей статье «Россия: национальный вопрос» В. В. Путин отметил о недопустимости «раскачивания» межнациональной и межконфессиональной обстановки и выразил необходимость уважительного отношения к культуре, к языку, к обычаям людей разных национальностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее ФГОС НОО) разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской
Федерации. ФГОС НОО предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. ФГОС НОО определяет, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также из периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. Ученик должен уметь свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и применять в жизни.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Основной целью обучения в начальной школе является овладение учащимися коммуникативных навыков во всех видах учебной деятельности и развитие личностных качеств школьников. Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает создание у школьников положительных отношений к родному языку, к культурам народов, проживающих в нашей республике, уважительное отношение к национальным традициям и обычаям.
Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у ребят представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие качества, как открытость и толерантность.
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, готовности к познавательно-поисковому исследованию.
Образовательный компонент предусматривает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского и русского народов.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования НРК на уроках и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках литературного чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. В ходе работы пытаюсь решить эту проблему и ответить на следующие вопросы:
Для чего же следует изучать свой край?
Что изучать?
Как преподавать краеведческий материал?
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаюсь определённых принципов:
культуросообразность,
прикладная направленность,
интегративность,
взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы,
региональность,
систематичность,
доступность,
наглядность,
разнообразность материала,
связь материала в учебной и воспитательной работе.
взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Умело использую сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека. В организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы работы. Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры. Знакомство с современностью, вопросами социально-политической и правовой жизни города способствует решению задач гражданского и правового воспитания. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат.
Использование краеведческого материала, делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится.
Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости за родной край, что не позволяет никому быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Преподавание ведется диффузно, через блоки национально-регионального компонента в каждом предмете, расширяя точку зрения постепенно: от родного дома к ближайшей округе и в целом к краю. Для получения простейшей информации о географии края, о жизни мордвы в прошлом и настоящем, сведений о знаменитых гражданах города, республики. Учащимся предлагаются различные компьютерные презентации (использование ИКТ). Важно, чтобы на таких уроках широко используется наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д. Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому я включаю на уроках отрывки из художественной литературы поэтов и писателей Мордовии, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.
Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, посвящённых знакомству с краеведческим материалом.
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.
Сейчас важно начать и успешно разрабатывать электронный вариант учебного материала по краеведению, оснащать серией презентаций к урокам. Мною выполнены презентации на темы: «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Птицы нашего края», и другие, которые помогают повысить интерес к урокам, наглядно увидеть иллюстрации в слайдах Систематическое оформление краеведческого материала, который будет пополняться, создает благоприятные условия для создания краеведческого фонда. Вместе с ребятами и родителями работаем над проектом: «Наша Мордовия: вчера, сегодня, завтра…».