Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | -Давайте с вами разомнемся перед началом нашего урока. Посмотрите на слайд, перед вами гласные. Нам нужно сделать вдох, на выдохе их произнести. - Вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я; - Вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать». ( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот). Дыхание влияет на звук, его плавность, силу. И – Э – А – О – У – Ы - Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный. Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании. - Прочтем чистоговорки: на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? | а,о,у,и,е,я; Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать». И – Э – А – О – У – Ы на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? | Коммуникативные – 1; |
Выявление места и причины затруднения | - Посмотрите на слайд, что вы видите? (слайд 5) - Верно! Ребята, скажите мне, какое событие произошло в 1831 году в Царском селе между двумя писателями. (Ели у учащихся возникает затруднение в ответе, открыть учебник на странице 116) - Действительно, так и было. - Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне», а Пушкин, «Сказку о царе Салтане» . Кто был судьей их спора? - А вы мне можете ответить, кто победил в споре? -Почему? - Посмотрите на слайд и назовите мне тему нашего урока. (на слайде иллюстрации к сказке «Спящая царевна» и портрет В.А. Жуковского) (слайд 6,7) | Царское село У них произошло шутливое состязание? Н.В.Гоголь. Нет Мы изучили только А.С.Пушкина и его произведение. Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». | Коммуникативные – ;3 Познавательные 2. |
Включение в систему знаний и умений, повторение | - С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. - Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? - Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? - Посмотрите на иллюстрацию, зачитайте фрагмент к ней. (слайд 10) Исполнилось ли это заклинание? Почему? – Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? (Магическое число (12 месяцев)- особенность волшебных сказок). – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? Прочтите. - Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? - Какой эпизод сказки иллюстрирован, прочитайте. (на слайде 11 иллюстрация)
- Сколько лет длился сон? Почему за это время никто не мог пробраться к замку?
Кто же разбудил спящую царевну?
- От кого он узнал о спящей царевне?
- Что поведал ему старик?
Как заканчивается сказка?
Что же побеждает в этой сказке? - Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие? В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл: …И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца. -О чем говорится в этих строках? - Какова же главная мысль сказки? | Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». — «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак...» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир. «Будешь в золоте ходить; Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты Благонравна и тиха; Дам красавца жениха Я тебе, мое дитя; Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных...»
«На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» Нет. Потому что одна из чародеек наградила другим даром. Магическое число (12 месяцев)- особенность волшебных сказок. Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца». Он дает такой указ: «Запрещается от нас В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон». Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца».
Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть. «Дай, — сказала наконец, — Осмотрю я наш дворец». По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа; Всем любуется она; Вот, глядит, отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас». Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей... Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа — И приблизиться беда! Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, темный лес Не навеет ветерок. Принц. Старик.
Как богатый царский дом В нем давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как ее чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодежь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал. Был детина удалой.
И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен. Царь на лестницу идет; Нагулявшися, ведет Он царицу в их покой; Сзади свита вся толпой; Стражи ружьями стучат; Мухи стаями летят; Приворотный лает пес; На конюшне свой овес Доедает добрый конь; Повар дует на огонь, И, треща, огонь горит, И струею дым бежит; Всё бывалое — один Небывалый царский сын. Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать. Что ж осталось досказать? Побеждает добро. Учащиеся высказывают свое мнение. Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро
| Познавательные – 3,4; Личностные – 2. |