kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Слова-антонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект факультативного занятия "Весёлая грамматика" в 1 классе. Цель - формировать первоначальное представление о словах-антонимах, умение подбирать антонимы к слову-предмету, слову-признаку, слову-действию, составлять пары слов противоположные по значению, сравнивать, анализировать, обобщать; развивать фонематический слух, мышление, умение употреблять слова-антонимы в разных речевых ситуациях, обогащать словарный запас; воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Слова-антонимы»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Факультатив Весёлая грамматика

Тема: СЛОВА-АНТОНИМЫ


Цель:

обучающая - формировать первоначальное представление о словах-антонимах, умение подбирать антонимы к слову-предмету, слову-признаку, слову-действию, составлять пары слов противоположные по значению, сравнивать, анализировать, обобщать;

развивающая - развивать фонематический слух, мышление, умение употреблять слова-антонимы в разных речевых ситуациях, обогащать словарный запас;

воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: предметные и сюжетные картинки, словарь антонимов.

Ход урока

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

2 Актуализация: сообщение темы урока.

3 Формирование новых понятий и способов действий: антоним, пары слов противоположные по значению, словарь антонимов.

4 Применение. Формирование умений и навыков.


Минус – плюс,

огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

В.А. Синицын


Антонимы – это слова, имеющие противопо­ложное значение. Антонимы используются главным об­разом для выражения противопоставления.

Примеры антонимов к словам-предметам:

гордость – стыд;

грусть – веселье, радость;

друг – недруг, враг;

зло – добро;

тревога – спокойствие, покой;

брюнет – блондин;

день – ночь;

теснота – простор;

север – юг;

минус – плюс;

земля – небо;

жара – мороз.


- Антонимы широко используются в пословицах и поговорках.


Работа с пословицами. Найти антонимы, объяснить их смысл.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух.

Труд человека кормит, а лень портит.

Где обман, там правды нет.

Свет победит тьму, а мир войну.

Лето припасает, а зима подъедает.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.


- Предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п.

- Почему в речи мы противопоставляем один предмет дру­гому предмету? Чтобы лучше представить себе особенности каждого пред­мета.

- Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг дру­гу по какому-нибудь признаку. Можно противопоставлять реку и ру­чей по ширине, зиму и лето по температуре, орла и ласточку по величи­не и т. д. Например: Река широкая, а ручей узкий. Лето тёплое, а зима – холодное время года.


Задание. На каких антонимах построены загадки? Отгадать загадки.

1. По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чёрный белого позвал, –

Белый зёрна поклевал.

А. Рождественская

2. Кадка стара, а покрышка нова.

3. Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят.

4. Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают чёрное.

5. Живёт – лежит, умрёт – кричит.

Слова-подсказки: лёд на реке, снег, печь и дрова, колёса машины, день, ночь.


Задание. Сравнить два предмета по одному при­знаку. Вставить, подходящие по смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) боль­шой, а воробей маленький. Щука (какая?) крупная рыба, плотва – мелкая.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ... .

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ... .

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик… .


Задание. Подобрать слова, противоположные по смыслу.

Образец: Тихий – громкий голос.


Добрый, громкий, светлый, низкий, вредный.


Задание. Назвать два противоположных по смыслу слова: тёплый, холодный, трусливый, храбрый.

Вывод: Среди слов, которые обозначают признаки предметов, есть проти­воположные по смыслу: Летом день длинный, а ночь корот­кая.


Задание. Заменить слово-признак предмета антонимом.

Неряшливый, сильный, замкнутый, ис­кренний, неприхотливый.


Задание. Подобрать антонимы к словам-признакам.

Ранняя весна, дальняя дорога, добрый чело­век, весёлая песня.


Задание. Вставить в пословицы пропущенные антонимы.

Доброе слово лечит, ... – калечит.

Родная сторона - мать, а... - мачеха.

Платье хорошо новое, а друг....


Задание. Подобрать антоним.

Толстый, частый, трудный, здоровый, близкий, новый, ясный, широкий.

Сытый, мокрый, горячий, шершавый, полезный, храбрый, жёсткий, тес­ный.


Задание. Сравнить.

Перец и мёд. Реку и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар.


Задание. Заменить слово-признак предмета антонимом.

Холодный утюг, холодное пальто; мелкий пруд, мелкий дождь; сладкое яблоко, сладкое лекарст­во; чистый пол, чистое небо; тихая езда, тихий голос; мягкая зима, мягкий человек.


Задание. Какие антонимы нужно вставить в предложение?

1.Храбрый побеждает, а ………сдается.

2. В умной беседе ума наберёшься, а в ………. себя растеряешь.


Физминутка. Стихотворение Д. Чиарди.


Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Поднять руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опустить руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протянуть руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрыть глаза)

Скажу я слово «потолок», (Подняться на носочки, потянуть руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Присесть)

Скажу я слово «потерял», (Потрясти руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопнуть в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмурить глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упереться руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай «конец»! (Хлопнуть в ладоши).


Работа со словарём антонимов.

Хвалить – Ругать

Высказывать одобрение, похвалу кому-, чему-либо.

Хвалить ученика за хороший ответ.

Высказывать кому-л. неодобрение; осуждать за что-либо.

Ругать ученика за неуспеваемость.

Ругать жалко, а похвалить не за что.


Задание. Найти антонимы, которые использова­ны в пословицах.

Из большой тучи – маленький дождь.

Корень учения горек, да плоды его сладки.

Делу время, а потехе час.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

За маленьким погонишься – большое потеряешь.


Задание. Составить пары антонимов.

Холод, жара, стужа.

Добрый, хороший, злой.

Кричать, ходить, молчать.

Смеяться, плакать, радоваться.


Задание. Кроссворд «Антонимы».


По горизонтали:

1. Антоним к слову лето.

  1. Антоним к слову верх.

  2. Антоним к слову здесь.

  3. Антоним к слову добро.

  4. Антоним к слову радостный.

  5. Антоним к слову храбрый.

  6. Антоним к слову глупость.

  7. Антоним к слову голодный.

По вертикали:

2. Слова, имеющие противоположное значение.


Ответы: По горизонтали: 1. Зима. 3. Низ. 4. Там. 5. Зло. 6. Грустный. 7. Трусливый. 8. Ум. 9. Сытый. По вертикали: 2. Антонимы.

Обобщение и систематизация знаний:

- Чему научились на уроке?

- По скольким признакам один предмет можно противопоставить другому? Предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п.

- Антонимы используются для выражения противопоставления, позволяют описать противоположные цвета, чув­ства, мысли, сделать речь выразительной, яркой.

- Для чего используют словарь антонимов? Для объяснения значения слова.

- Приведите примеры слов-предметов, противоположных по смыслу.

- Приведите примеры слов-признаков, противоположных по смыслу.

- Приведите примеры слов-действий, противоположных по смыслу.

5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Слова-антонимы

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489407


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1520 руб.
2530 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства